Если Вам наш сайт был полезен, Вы можете нас отблагодарить - разместив наш баннер у себя на сайте
загрузка...
Контраварийная подготовка водителей
(Упражнение 11)
"Восьмерки" - серия разворотов в заносе
Упражнение
имитирует действия водителя в критических ситуациях: потеря устойчивости и
управляемости в крутом повороте на скользкой дороге и "динамический
хлыст", приводящий к вращению при прохождении S-образного поворота.
Упражнение позволяет совершенствовать мастерство управления автомобилем в
заносе и, прежде всего, отрабатывать технику произвольной смены направления
заноса при сложных и неожиданных маневрах на скользкой дороге. Переходный
маневр в упражнении исключает фазу выравнивания.
Задачи
1. Формирование "чувства" управляемого заноса.
2. Изучение приемов стабилизации автомобиля при смене направления заноса.
3. Совершенствование мастерства при управлении автомобилем в критическом
заносе.
Содержание
Водитель, разогнавшись, переводит автомобиль в занос и начинает движение по
кругу диаметром 5-10 м. Заканчивая круг, он меняет направление заноса на
противоположное и описывает круг в другом направлении и т.д. Траектория
движения автомобиля соответствует "восьмерке".
Дозировка: 5-6 повторов по 3-5 фигур с перерывами на 2-3 мин для
охлаждения двигателя.
Методические указания
При выполнении этого упражнения применяются переменное дросселирование и все
виды коррекции заноса рулевым колесом (компенсаторное, коррегирующее руление и
т.д.).
Самым важным моментом является фаза смены направления заноса. При этом водитель
должен путем резкой компенсации существующего заноса и его прекращения вызвать
"динамический хлыст", который "перебросит" автомобиль в
противоположную сторону. По мере освоения упражнения водитель экспериментально
определяет величину дросселирования и амплитуду руления, вызывающие оптимальный
"динамический хлыст". Если при смене направления скольжения импульса
"динамического хлыста" оказалось недостаточно для образования
необходимой амплитуды заноса, то путем дросселирования и коррегирующего руления
она доводится до оптимальной.
Длительное сохранение заданного угла заноса при одновременном боковом
соскальзывании представляет значительную трудность. Но по мере формирования у
водителя стабильной техники управления автомобилем в заносе к минимуму сводятся
перепады оборотов при дросселировании и уменьшается число компенсаторных и
коррегирующих движений рулевым колесом, что совместно с большим числом
повторений дает возможность достичь желаемого результата.
Вращаясь на автомобиле в заносе и произвольно меняя направление движения, можно
подготовить себя к экстремальным дорожным ситуациям - вращению при торможении,
экстренном маневрировании или после удара о препятствие
Водитель при отработке упражнения должен соблюдать определенную
последовательность действия:
перевести автомобиль в занос;
довести угол заноса до оптимально устойчивого, контролируя его рулением и
дросселированием;
удержать автомобиль в заносе при одновременном боковом скольжении;
изменить траекторию автомобиля за счет изменения его заноса в противоположную
сторону.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
выполнение упражнения без заноса;
выравнивание автомобиля между двумя кругами. Прекращение заноса и его повторное
возникновение;
чрезмерное дросселирование, вызывающее предельный занос, и последующая
остановка автомобиля;
увеличение диаметра круга (более 10 м).
Организационные указания
1. Упражнение выполняется индивидуальным методом.
2. На начальном этапе обучения упражнение выполняется без разметки, на
заключительном выставляются два ориентира в центре кругов.
3. Зона безопасности между двумя движущимися автомобилями должна превышать 10 м
в наиболее близких точках траекторий этих автомобилей.
4. Необходимо контролировать режим работы двигателя автомобиля, учитывая его
большую нагрузку.
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.