Особенности моторных масел для водной и мотоциклетной техники
размер файла -
21.03.2012, 12:16
Все больше и больше распространяется в наше стране увлечение мотоциклами, моторными лодками и водными скутерами. Но вместе с этим возникает вопрос о выборе правильного смазочного материала. Как разобраться в видах двигателей и классификациях моторных масел для них?
В настоящее время применяются двухтактные (Two Stroke – “2T”) и четырехтактные (Four Stroke – “4”) двигатели для водной и мото техники.
Принцип действия двухтактных бензиновых двигателей основан на рабочем цикле, состоящем из двух тактов. Двухтактные двигатели не имеют масляного картера и смазываются топливной смесью, состоящей из бензина и масла (обычно 1:50), или путем впрыска масла в цилиндр. После сгорания топлива остатки масла удаляются вместе с выхлопными газами, поэтому проблемы полного сгорания моторного масла, дымообразования и биологической разлагаемости являются очень актуальными. По мощности и рабочему объему двухтактные двигатели делятся на:
* малые, с рабочим объемом до 50 см3; * средние, с рабочим объемом 50-200 см3, * большие, с рабочим объемом более 200 см3.
Практически все классификации моторных масел для двухтактных двигателей основываются на следующих критериях:
Рабочий объем двигателя принят за основу в системе классификации моторных масел для двухтактных двигателей по API (Американский Институт Нефти) и предусмотрены следующие классы: API TA – моторные масла, предназначенные для малых двигателей рабочим объемом до 50 см3, с воздушным охлаждением; такие двигатели применяются на мопедах, газонокосилках, в малых электрогенераторах и т.д. API TB – моторные масла, предназначенные для скоростных двигателей рабочим объемом 50-200 см3, с воздушным охлаждением, работающие при больших нагрузках. Такие двигатели применяются на мотороллерах, мотоциклах, в бензопилах. API TC – моторные масла, предназначенные для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, рабочим объемом 50-200 см3 и большим соотношением топливо/масло. Применяется в мотоциклах, снегоходах и др. (кроме моторных лодок). API TD – моторные масла, предназначенные для подвесных двигателей моторных лодок, с водяным охлаждением. Соответствуют требованиям качества NMMA TC-W. Большинство современных двигателей для моторных лодок имеют водяное охлаждение. Для масел таких двигателей устанавливаются строгие требования по дымообразованию и биологической разлагаемости остатков масла. Требования к качеству и обозначение таких моторных масел регламентируется NMMA – Национальной Ассоциацией Производителей Судовых Двигателей. На сегодня существуют три класса качества по системе NMMA TC-W по порядку увеличения требований: NMMA TC-W, NMMA TC-WII, NMMA TC-W3.
Огромный опыт по эксплуатации и производству двухтактных и четырехтактных двигателей для мотоциклов накоплен в Японии, поэтому стандарты-спецификации Японской Организации Автомобильных Стандартов – JASO приобретают все более широкое признание. JASO разработала 4 новых метода стендовых испытаний для определения качества моторного масла. Предусмотрены следующие классы-уровни качества моторных масел: JASO FA – для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (масла предназначены для применения в развивающихся странах). JASO FB - для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (минимальные требования для применения в Японии). JASO FС – для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло (основное масло для применения в Японии). JASO FD – для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с FC (наивысшие требования к 2-тактным маслам в Японии). JASO MA (MA-1 и MA-2) – для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается от MB большим коэффициентом трения. MA-2 отличается бoльшим коэффициентом трения, чем МА-1. JASO MB – для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается малым коэффициентом трения.
Также используется классификация ISO для двухтактных двигателей. В настоящее время ISO EGD – класс наивысшего качества, не имеющий эквивалента в других системах классов качества. Для мотоциклетных двигателей 4Т применяются автомобильные масла для бензиновых двигателей, но к ним предъявляются дополнительные требования относительно фрикционных свойств, так как в одном агрегате с двигателем мотоцикла имеется фрикционный механизм сцепления. Моторное масло должно обеспечить хорошее сцепление и не допустить проскальзывание. Для этой цели непригодны маловязкие и энергосберегающие масла, содержащие присадки – модификаторы трения, снижающие коэффициент трения, поэтому и были введены 2 класса JASO MA и MB.
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.