Прагматичная
политика российских властей в области автомобилестроения уже принесла
положительные результаты и свои автосборочные заводы в РФ уже разместило
около 20 производителей, инвестировав десятки миллиардов долларов. Но
настоящий бум еще впереди. В конце февраля 2011 г. Минэкономразвития
подписало около 400 меморандумов о промсборке со 178 производителями
комплектующих, следует из доклада рабочей группы по присоединению России
к ВТО. Меморандум дает компании право подписать соглашение о промсборке
комплектующих и воспользоваться импортными льготами.
Производители автокомпонентов смогут подписать такие соглашения до
конца 2013 г., 38 компаний уже это сделали, рассказал «Ведомостям»
директор департамента Минэкономразвития Дмитрий Левченков. В их числе —
канадская Magna (у которой уже есть заводы в Санкт-Петербурге, Калуге,
Нижнем Новгороде), французская Faurecia (владеет заводом в Ленинградской
области, строит еще одно предприятие в Калуге), южнокорейская Hyundai
Mobis (завод в Санкт-Петербурге), японская Toyota Boshoku (производит в
Санкт-Петербурге сиденья для Toyota), перечислил он. Пришедшие в Россию
иностранные производители комплектующих инвестировали в создание
производств около $1 млрд, эта сумма может значительно вырасти, если
компании и подпишут соглашения по промсборке, и создадут здесь новые
предприятия, отметил Левченков. Он рассчитывает, что около 80-90%
меморандумов в течение двух лет будут конвертированы в соглашения.
Большинство крупных иностранных производителей, подписавших
меморандумы, уже имеют активы в России. Помимо перечисленных выше это
Asahi Glass (производит автостекла в Нижегородской области), BASF
(выпускает автоэмали в Московской области), Continental (строит заводы в
Калужской области), Delphi (владеет предприятиями в Самарской области),
Johnson Controls (у нее есть заводы в Санкт-Петербурге и Тольятти),
Robert Bosch (завод в Саратовской области). Однако в России эти
компании, как правило, предлагают лишь небольшую часть комплектующих,
которые они производят во всем мире. Так, Toyota Boshoku — производитель
элементов интерьера, компонентов трансмиссии, фильтров, текстиля и т.
д. — в России делает лишь автомобильные сиденья. Robert Bosch собирает в
нашей стране стартеры, свечи и компоненты двигательной аппаратуры,
тогда как на зарубежных заводах выпускает также тормозные и
антиблокировочные системы, светотехнику, системы фильтрации и т. д.
Для производства каждого компонента необходим определенный объем
заказов, когда строительство завода будет экономически оправданным — для
одних компонентов это сотни тысяч деталей в год, для других миллионы — и
решение о создании производства принимается в том случае, когда
автомобильный рынок увеличивается до определенного размера, объясняет
бывший председатель наблюдательного совета российского подразделения
Robert Bosch Рене Шлегель. В первую очередь локализуется производство
комплектующих, в себестоимости которых высоки затраты на логистику, —
это пластиковые детали, автостекло, шины, сиденья и т. д., однако с
ростом рынка появляется возможность локализации и других типов
комплектующих, добавляет директор департамента Минпромторга Алексей
Рахманов. Bosch рассматривает возможность создания в России новых
производств, знает Шлегель.
В списке Минэкономразвития есть и российские производители
автокомпонентов. Это компании, собирающие узлы автомобилей с
использованием импортных деталей, многие из них намерены создавать СП с
иностранными партнерами, сказал Левченков. Минэкономразвития подписало
соглашение и с японской Denso Corporation — одним из крупнейших мировых
поставщиков компонентов, ключевым партнером которого является Toyota
Motor. Эта компания производит системы кондиционирования, зажигания,
безопасности, автоэлектронику и т. д., однако в России у нее нет
собственного производства. Представитель завода Toyota в России не стал
комментировать возможность строительства Denso производства в стране,
представитель самой Denso не ответил на запрос «Ведомостей».
В то же время, Украина проигрывает уже вторую войну за автомобильных
инвесторов, ведь полностью проиграв сражение за привлечение
автомобилестроительных заводов, наша страна сейчас лишается и
производителей автокомплектующих, а в последствии потеряет и возможность
создать на своей территории инжиниринговых центров. Россия напротив
ведет очень прагматичную политику и через несколько лет будет не только
выпускать авто, но и полностью создавать их на своей территории, тем
самым получив полный комплекс технологий для производства современных
авто.