Какое масло выбрать? Какое по вязкости масло залить
на зиму, а какое на лето? В чём отличие минеральных и синтетических масел?
Могут ли возникнуть проблемы при переходе с "минералки" на
"синтетику"? Что нужно сделать для перехода с "минералки"
на "синтетику"? Какое по вязкости масло залить на зиму, а какое на
лето? Ответы на эти вопросы вы найдёте в данной статье. Все знают, что вязкость
масла зашифрована в надписи типа "SAE 10W-40". Что это означает,
расскажем поподробнее.
Что такое "SAE"? Спецификация SAE (SAE - общество
инженеров-автомобилистов) является международным стандартом, регламентирующем
вязкость масел. Для примера рассмотрим обозначение SAE 10W-40. "10W"
дает нам информацию о зимнем применении данного масла (W - WINTER - зима).
Иными словами, от правильного выбора этого параметра зависит насколько легко, а
самое главное без негативных последствий, Вы сможете запустить двигатель на
морозе. Класс вязкости "40" в нашем примере является так называемым
"летним" классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять
работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя. Наличие только одного
из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о том,
что это сезонное масло (SAE 10W - зимнее сезонное масло, SAE 40 - летнее
сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем
примере - SAE 10W-40) говорит о всезезонности данного масла.
Как выбрать класс вязкости по SAE? При выборе так называемого
"зимнего" класса вязкости необходимо руководствоваться значениями
средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль. При
этом можно воспользоваться следующей таблицей:
-30 0С и ниже 0W
от -20 до -25 0С 5W
от -15 до -20 0С 10W
от -10 до -15 0С 15W
от -5 до -10 0С 20W
до -5 0С 25W
Следуя этим рекомендациям Вы и Ваш автомобиль будете застрахованы от проблем с
запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как
повышенный износ и "заклинивание" во время и сразу после запуска,
когда двигатель работает в режиме масляного "голодания"), которые
возникают обычно при применении масел несоответствующего класса вязкости.
Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном
морозе, а даже при плюсовых температурах) требуется некоторое время для того,
что бы масляный насос прокачал масло по системе смазки, и оно поступило ко всем
трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так
называемого масляного "голодания", о котором мы уже упоминали выше.
Понятно, что при этом резко возрастает трение и износ. Таким образом, чем
больше масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее
оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшими в
этом отношении являются моторные масла класса "0W". Что касается
выбора так называемого "летнего" класса, то следует отметить, что
большинство производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса
"40" по SAE. Это связано с высокой тепловой напряженностью
современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур,
удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые
кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих
жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования
масляной пленки и охлаждения пар трения. Это задача становится особенно
актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и
"заклинивания" в жару в случае перегрева двигателя из-за возможных
неисправностей в системе охлаждения.
В чём отличие минеральных и синтетических масел?
Отличие состоит в основном в молекулярном строении базы (основы) масла. В
процессе производства синтетических масел "строятся" (синтезируются)
молекулы с заданными, оптимальными эксплуатационными свойствами. Синтетические
масла в отличии от минеральных имеют максимальную химическую и термическую
стабильность. Химическая стабильность означает, что при работе синтетических
масел в двигателе с ними не происходит каких-либо химических превращений
(окисления, парафинизации и т.п.), ухудшающих его эксплуатационные
характеристики. Термическая стабильность означает сохранение оптимального
значения вязкости масла в широком диапазоне температур, что означает легкий и
безопасный пуск двигателя на морозе и одновременно максимальную защиту
двигателя в его самых высокотемпературных зонах при работе на высоких скоростях
и нагрузках. Благодаря особенностям своего молекулярного строения синтетические
масла обладают более высокой (по сравнению с минеральными) текучестью и
проникающей способностью.
Могут ли возникнуть проблемы при переходе с "минералки" на
"синтетику"?
Проблемы, связанные с переходом на "синтетику", возникают обычно в
случаях, когда ранее использовались некачественные масла, нарушались
рекомендованные интервалы замены или имело место попадание в масло посторонних
веществ, таких как, например, охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло
и т.п. При этом в двигателе могут появится значительные отложения. Обычно
одновременно наблюдается частичная или полная потеря эластичности (вплоть до
растрескивания) уплотнительных элементов (сальников, маслосъемных колпачков и
т.п.). В отличии от минеральных масел, которые "моют" отложения в двигателе
постепенно, слой за слоем, синтетические масла (благодаря присущей им высокой
текучести и проникающей способности) вызывают отслоение отложений с внутренних
поверхностей двигателя, что может привести к закупориванию сетки
маслоприемника, масляных каналов, работе в режиме масляного голодания и, как
следствие, выходу из строя двигателя. Аналогично, в зоне сальниковых уплотнений
(в том числе и из микротрещин, если таковые имеются) будут удалены все
отложения и, в случае потери эластичности сальников, синтетическое масло,
очистив предварительно себе "дорогу", будет вытекать из двигателя.
Таким образом, применение синтетических масел не рекомендуется в следующих
случаях:
- при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя, если
уплотнительные элементы (сальники, маслосъемные колпачки и т.п.) потеряли
эластичность и (или) имеют микротрещины (необходимо заменить сальники) -
возможны подтекания;
- в период обкатки для двигателей, требующих обкатку, т.е. "полезный
износ", с целью приработки пар трения. То же касается и двигателей после
капитального ремонта. В этих случаях обкатку необходимо произвести на
качественном минеральном масле, после чего можно переходить на
"синтетику";
- в роторно-поршневых двигателях.
Во всех остальных случаях применение синтетических масел не только ни в коем
случае не повредит даже "старому" и изношенному двигателю, а
наоборот, гарантирует его защиту и обеспечит максимально возможный срок службы.
Что нужно сделать для перехода с "минералки" на
"синтетику"?
1. Сначала оценить состояние двигателя, т.е. проверить наличие отложений и
дефектных сальниковых уплотнений. Если в двигателе уже имеются подтекания
масла, то переход на "синтетику" невозможен до ликвидации причин, их
вызывающих
2. Если в двигателе имеются значительные отложения - "промыть"
масляную систему двигателя
3. Если есть основания полагать, что сальниковые уплотнения потеряли
эластичность (о чем, например, говорят следы подтеков в местах посадки), то
переход на "синтетику" лучше отложить до ремонта двигателя и замены
сальников. Если же следов подтеканий не наблюдается, то для надежности можно
порекомендовать сначала перейти на использование полусинтетического масла и
проехать на нем полный интервал до замены. Если и после этого подтеки в местах
посадки сальников не появились, то можно переходить на использование
синтетических продуктов.
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.