Иномарки породили в среде автомобилистов массу
слухов и домыслов — и сложны они, и ремонт их дорог, и непонятны, особенно
«инжекторные». Большинству мастеров и автолюбителей, которые десятилетиями
приучены промывать карбюраторы и выставлять зазоры в контактах, стало не
хватать квалификации.
Чем сложнее конструкция автомобиля, тем многограннее
взаимосвязь между его системами. Работа одних влияет на другие, но из этого не
следует, что улучшение, к примеру, системы питания обязательно исправит
«ошибки» зажигания, и наоборот. Кроме того, схожие симптомы могут быть вызваны
разными причинами. Понимающие это автомобилисты, затеяв ремонт, сначала читают
пособие, а затем, стараясь ничего не нарушить, последовательно снимают и заменяют
подозрительные детали и узлы. Заверяем, что кроме лишних затрат это вреда не
приносит.
Другой способ ремонта: «Покручу все винты
регулировки — вдруг получится!» Последствия могут быть тяжелыми, ведь по
незнанию можно так нарушить заводскую настройку, что ее не удастся восстановить
даже специалистам.
Третий способ носит характер затяжного
сражения: «Переделаю (обрежу, отпилю, приварю и т. д.), как на «Жигулях»,
поставлю деталь или узел от «восьмерки». Редкие удачи обычно представляют собой
карикатуру на оригинал, но чаще дело кончается дорогостоящим восстановительным
ремонтом у профессионалов или продажей автомобиля «как есть».
Чтобы избежать лишних затрат, нужно помнить,
что нормальная работа двигателя обусловлена исправностью системы зажигания и
системы питания. На некоторых машинах они объединены в одну, управляемую
электроникой (системы «Мотроник», «Дигифант», MPI и др.), но при этом сохраняют
определенную самостоятельность. При любых неполадках в работе двигателя
(повышенный расход, неравномерная работа, потеря приемистости и т. д.)
вмешиваться в систему питания нужно в последнюю очередь.
Большая часть неполадок кроется в системе
зажигания. Увеличенный зазор в свечах, выгоревший контакт «бегунка» и
«пробивающие» провода способны даже при исправном инжекторе (карбюраторе) и
двигателе свести работу последнего к состоянию, похожему на предсмертное.
Некоторые двигатели иномарок (как правило, сложные) очень требовательны к типу
свечей: иногда даже ближайшие аналоги «родных» свечей на некоторых режимах
вызывают перебои. Как правило, чем современнее двигатель, тем эта зависимость
ярче выражена. Только убедившись в исправности системы зажигания, можно
переходить к собственно двигателю.
Если не проверять и своевременно не заменить
ремень привода распредвала, может срезаться часть его зубьев — двигатель
перестанет работать. При слабой натяжке он перескочит на несколько зубьев. В
лучшем случае это приведет к нарушению фаз газораспределения. Самые страшные
последствия связаны с дизелями. Практически всегда после этого требуется замена
головки блока, а иногда — капитальный ремонт мотора. Другая крайность —
перетяжка, которая резко ускоряет износ ремня и шестерен. Ее первый симптом —
характерный вой. Некоторые моторы, в частности «Фольксваген», объемом 1100—1300
см3 склонны к «выгрызанию» ремнем зубьев
шестерен помпы и колен-вала. Установка нового ремня на
изношенные шестерни, с одной стороны, резко уменьшает его ресурс, а с другой —
чревата срезанием зубьев ремня. Хорошо «смазанный» через текущие сальники или
лишенный защитных кожухов ремень также долго не вьщержит, хотя ресурс
фирменного ремня, как правило, 90 000—100 000 км.
В системе питания машин с впрыском сначала
проверяем чистоту сетки насоса, его исправность, фильтр.
Дозаторы-распределители — приборы весьма тонкие, без специальных знаний их
лучше не трогать.
Не рекомендуется проводить механическую
очистку форсунок впрыска из-за опасности повредить их клапаны. Без
необходимости не выдергивайте форсунки из посадочных гнезд. Утратившие
упругость резиновые уплотнительные кольца и неаккуратная работа могут привести
к поломке пластмассовой втулки — посадочного места.
Многие автомобилисты считают, что с
карбюратором жизнь проще, его ремонт не представляет труда, а в крайнем случае
можно поставить «наш». На самом деле только у части «древних» моделей с
двигателями объемом до 1,8 л
(до 1982 года выпуска)
карбюраторы сопоставимы с вазовскими. С середины 80-х их
оснащали электропневмоуправлением с электронным блоком, встроенными
термостатами, достаточно сложными устройствами для холодного пуска и т. д.
Применялись карбюраторы с электронным управлением, которое по сложности не
уступало компьютерам системы впрыска. Все это дополняется износом деталей и не
сулит безоблачной жизни. Кроме того, если системы впрыска «К-Джетроник»
(«КЕ-Джетроник», «КЕШ-Джетроник», «Мотроник» и т. д.) на «Ауди», «Мерседесе»,
или другой иномарке в основном различаются только
расположением и исполнением элементов, то карбюраторов — множество, каждый из
них индивидуален. Впрыск, улучшая почти все характеристики двигателя, содержит
намного меньше деталей, подверженных механическому износу, и долго сохраняет
все настройки, что важно как с экономической, так и с экологической точки
зрения. Оборотной стороной являются повышенные требования к чистоте бензина и
относительно высокая стоимость комплектующих, что, впрочем, компенсируется их
надежностью.
Заподозрив неполадки в карбюраторе, не
торопитесь его снимать, разбирать, продувать и крутить регулировочные винты.
Возможно, неустойчивая работа двигателя вызвана подсосом воздуха через
поврежденную резинометаллическую прокладку или негерметичностью какой-то
мембраны в клапанах пневмоуправления. Случается, неверно надеты воздушные
трубки. Это затрудняет пуск холодного
двигателя, повышает расход топлива. Попытки использовать
отечественный карбюратор приемлемы только в безвыходной ситуации, ведь
потребуется серьезная переделка, а мощностные характеристики и экономичность,
скорее всего, ухудшатся. Положительный эффект возможен только при грамотном
подборе и замене «древнего» однокамерного карбюратора одним из отечественных
«солексов».
Чем новее и сложнее автомобиль, тем большим
количеством его систем управляет электроника. Часто даже в корпус реле
скрывается небольшой электронный блок.
Надежность блоков управления
таких фирм, как «Бош», «Хитачи» и др., столь высока, что без внешнего
воздействия они крайне редко выходят из строя. Ваша задача — не допустить этого
воздействия. Электронные блоки поддаются ремонту с большим трудом из-за
специфической элементной базы и отсутствия схем, а стоимость нового блока
управления очень высока.
Некоторые установщики сигнализаций и магнитол
могут настолько безграмотно внедриться в электрооборудование, что это влияет на
работу мотора или других систем автомобиля, причем зачастую непонятным образом,
незакономерно.
Издано множество книг и руководств по ремонту
почти всех распространенных иномарок, но довольно часто качество этих изданий
оставляет желать лучшего. Работа систем управления двигателем рассматривается с
чисто теоретических позиций, нет описания ряда важных узлов, электросхемы могут
отличаться от реальных. В любом случае надеяться только на литературу не стоит.
Лучше использовать ее как информацию к размышлению.
«Мастера», обещающие быстро все сделать,
ненадежны. Если поиск неисправности ведется «методом тыка», лучше забрать
машину и поискать опытного мастера. Однако сложный, неявный дефект иногда
удается найти и устранить далеко не с первой попытки.
При длительной стоянке автомобиля диски
сцепления нередко прилипают. «Находчивые автолюбители» во время зимней стоянки
упирают один конец подходящей палки в педаль сцепления, а другой — в сиденье
водителя, чтобы выключить сцепление. Этого делать нельзя.
Во-первых, длительное статическое
нагружение диафрагменной пружины может привести к ее осадке и, как следствие,
утрате работоспособности. Лепестки диафрагменной пружины могут неравномерно
деформироваться.
Во-вторых, если поступать таким образом, то в большинстве
случаев идея не реализуется. Уплотнения в главном и рабочем цилиндрах сцепления
(особенно во втором) не настолько герметичны, чтобы в течение нескольких
месяцев исключить утечку жидкости. В результате может оказаться, что педаль
нажата, но через некоторое время «провалилась», а сцепление включено.
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.