Общие сведения о легковом автомобиле (для начинающих автомобилистов)
размер файла -
06.08.2010, 15:33
Автомобиль
является единым и неделимым, почти живым организмом. Только при полной
работоспособности всех его составляющих автомобиль может выполнять те
функции,
которые возлагает на него хозяин. В автомобиле (как и в человеке) все
составные части постоянно находятся во взаимодействии и обеспечивают его
нормальное функционирование.
Однако,
как и в анатомии, «организм» автомобиля можно разложить на крупные и
мелкие
составляющие. Легковой автомобиль состоит из:
•двигателя;
•трансмиссии;
•ходовой части;
•механизмов управления;
•электрооборудования;
•дополнительного оборудования;
•кузова.
Автомобиль
может долго и упорно стоять на одном месте, опираясь «ногами» на
дорогу, и
поедет он только тогда, когда колеса начнут крутиться. Что заставляет
их
вращаться? Каким образом двигатель автомобиля передает крутящий момент
на
колеса?
Двигатель сжигает
топливо и преобразует тепловую энергию сгорания во вращательное
движение
коленчатого вала, далее вращение передается через трансмиссию на ведущие
колеса, которые являются элементом ходовой части автомобиля, и... машина
поехала. Во время движения автомобиля водитель пользуется рулем и
тормозами
(механизмы управления), включает лампочки и «бибикает»
(электрооборудование),
и, конечно же, в это время он сидит на водительском сидении,
пристегнутый
ремнями безопасности (дополнительное оборудование). Все
вышеперечисленное
объединяет в себе кузов автомобиля, без которого все агрегаты,
механизмы и
даже само сидение водителя, лежали бы огромной кучей в углу гаража.
Двигатель
— это агрегат, в котором тепловая энергия сгорающего топлива
преобразуется в
механическую энергию.
Трансмиссия
предназначена для передачи и изменения крутящего момента от двигателя к
ведущим
колесам автомобиля. Она включает в себя:
•сцепление,
•коробку
передач,
•карданную
передачу,
•главную
передачу,
•дифференциал,
•полуоси.
Ходовая часть
предназначена для перемещения автомобиля по дороге с определенным
уровнем
комфорта без тряски и вибрации и включает в себя:
•переднюю
и заднюю подвески колес,
•сами
колеса.
Механизмы
управления служат для изменения направления движения, остановки или
стоянки
автомобиля. К механизмам управления относятся:
•рулевое
управление,
•тормозная
система.
Электрооборудование
предназначено для обеспечения электрическим током всех электрических
приборов
автомобиля, и состоит из:
•источников
тока,
•потребителей
тока.
Дополнительное
оборудование обеспечивает комфортные и безопасные условия для водителя и
пассажиров.
Примером дополнительного оборудования могут служить: отопитель салона
автомобиля, омыватель и очиститель лобового стекла, электроподогрев
стекол и
многое другое.
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
АВТОМОБИЛЯ
Чуть более ста лет назад изобретатели выпустили
из бутылки джинна, имя которому — автомобиль. С невероятной быстротой
расселились его потомки по всему миру. Автомобиль стал самой любимой,
послушной и близкой к человеку машиной. И интерес к нему не угасает.
Посмотрите, сколько людей обступает всякий раз новую, незнакомую марку.
Он стал во многих семьях привычным предметом быта. Даже не верится, что
было время, когда люди обходились без автомобиля.
Одно из первых слов, которое учится произносить
ребенок в наш индустриальный век, — ма-ши-на. При этом он, безусловно,
имеет в виду автомобиль. Эта чудесная машина продолжает ежедневно
заботиться о нем и обо всех нас. Она помогает кормить людей, подвозя в
крупные города тысячи тонн продовольственных грузов, убирает улицы,
помогает оберегать покой, в любое время дня и ночи готова прийти на
помощь, если кто-то внезапно заболел... Конечно, кроме автомобиля, у
человека есть другие помощники: троллейбусы, трамваи, метро и пр. Но все
же у автомобиля есть еще одно качество, которым не обладают другие
транспортные средства, — как верный пес, он будет сутками ждать своего
хозяина у порога и повезет его туда, куда тот пожелает.
Но было время, когда автомобиль делал свои первые
шаги. Слово «автомобиль» в своей основе имеет два корня: «аутос» —
«сам» и «моби-лис» — «подвижный» и означает «самодвижущаяся машина».
Первыми настоящими автомобилями можно назвать
паровые дилижансы. В 1765 г. русский механик Ползунов И. И. построил
паровую машину автоматического действия, а в 1769 г. она перебралась на
повозку. Сделал ее французский инженер Никола Кюньо. По размерам и весу
она не уступала современным тяжелым грузовым автомобилям. Повозка была
грубой формы и предназначалась по замыслу ее создателя для перевозки
артиллерии. У нее имелось три колеса, из которых одно впереди, ведущее и
одновременно рулевое. Только вода и топливо, необходимые для движения,
весили целую тонну. Тяжело груженное рулевое колесо было не под силу
повернуть одному. С ним с трудом справлялись два человека. Медный котел с
топкой висел тяжелой грушей впереди повозки и шипел, как Змей Горыныч,
повозка ковыляла со скоростью не более 4 км/час. И все-таки она
двигалась сама. Пофранцузски «шофер» значит «кочегар», «истопник». И в
самом деле, водителю первых паровых автомобилей приходилось больше
работать кочергой, чем рычагами управления.
Изобретателями бензинового двигателя принято
считать немцев Готлиба Даймлера и Карла Бенца. Но свой поиск они строили
не на пустом месте. Многие узлы и агрегаты были разработаны до них
раньше. Число их соавторов достигает 400. Даймлера поддержал один из
передовых людей того времени, Елинек, по имени дочери которого —
Мерседес — названа ставшая в дальнейшем всемирно известной марка
автомобилей.
Первые автомобили многими воспринимались как
проявление нечистой силы, дьявольщины или игрушками для взрослых. И
чтобы продемонстрировать практическую пригодность машин стать
транспортным средством, в июле 1894 г. были проведены первые
автомобильные состязания. Старт приняли 102 автомобиля. Половина из них
не тронулась со старта, а на финиш пришло 13 бензиновых и 2 паровых
автомобиля. Средняя скорость чемпиона равнялась 20,5 км/час. И тем не
менее автомобиль убедительно доказал свою пригодность служить людям.
В царской России не было автомобильной
промышленности. И только 7 ноября 1924 г. на параде на Красной площади
прошли первые десять советских машин АМО-Ф-15, собранные рабочими на
недостроенном при царе заводе Автомобильного московского общества. Этот
день принято считать днем рождения автомобильной промышленности.
В 1925 г. советские конструкторы приступили к
проектированию первого отечественного автомобиля НАМИ-1. С 1928 по 1931
г. всего было выпущено более 400 автомобилей. Они успешно прошли
испытания по маршруту Москва — Ленинград — Москва и Москва — Ялта —
Москва. Лед тронулся, за НАМИ появились более совершенные М1 (эмки), Л1,
ЗИС-110, Победа, Москвич 401, 402, 403, 407, 408, 412, 2141, Волга
ГАЗ-21, ГАЗ-24, ГАЗ-24-10, ГАЗ-3101, Запорожец ЗАЗ-965, 966, 968, Жигули
ВАЗ-2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2107, 2108, 2109, 2110, ЗИЛ-111,
РАФ-977, Таврия ЗАЗ1101, 1102, Таврия-нова и др.
Роль автотранспорта очень велика. Грузооборот на
автомашинах превышает более чем в 50 раз речной флот и в 5 раз —
железнодорожный транспорт. И роль его увеличивается.
Уже в первые годы существования автомобилей люди
поняли, что уверенно управлять опасным «дорожным снарядом» может не
каждый, что этому искусству надо учиться. Езда на автомобиле сейчас
считается в 10 раз опасней, чем полет на самолете, и в 16 раз — чем
проезд по железной дороге. Ежегодно на дорогах земного шара погибает
примерно 250 тысяч человек. Вспомните об этом, прежде чем кинуться
наперерез транспортному потоку.
Автомобиль совершенствуется. В конструкциях новых
моделей все большее внимание уделяется повышению активной и пассивной
безопасности, снижению уровня шума и вибраций, повышению топливной
экономичности, снижению токсичности отработавших газов, повышению
надежности и долговечности. Автомобиль все более начиняется электроникой
и автоматикой.
Подготовка оптимальной топливной смеси в
зависимости от температуры, нагрузки и оборотов двигателя,
автоматическое переключение передач, антиблокировочные устройства,
многоконтурные тормозные устройства, бесконтактные системы зажигания с
автоматическими регуляторами опережения поджига смеси, сигнальные
устройства о состоянии тормозной системы, рулевого управления, давления
шин и т.п., вынесение информации о состоянии систем автомобиля на
ветровое стекло водителя, точная навигационная аппаратура, автопилоты и
многое другое — вот основные направления творчества автоконструкторов.
Основные
технические характеристики
Технические характеристики — это визитная
карточка автомобиля. И хотя сухие цифры кажутся скучными, но они несут
много интересной информации о нем.
Габаритами (или габаритными размерами) называют
крайние, самые большие размеры автомобиля по длине, ширине и высоте. Чем
современнее автомобиль, тем большую часть его длины занимает
пассажирское помещение или платформа для груза, тем больше они подвинуты
вперед.
К скоростным и эксплуатационным характеристикам
автомобиля и двигателя относятся:
• максимальная скорость, км/час — 145;
• время разгона с места до 100 км/час, сек — 18;
• средний эксплуатационный расход топлива, л/100
км — 10,0;
• двигатель — карбюраторный, рядный, расположен
продольно спереди с приводом на задние колеса, 4-х цилиндровый.
Двигатель может устанавливаться спереди и сзади
кузова, под полом, продольно или поперечно, а привод от него
осуществляют то на передние, то на задние, а то и на все колеса.
• максимальная мощность при 5600 об/мин, кВт —
51;
• максимальный крутящий момент при 3400 об/мин,
Н. м — 94;
• число передач в трансмиссии — 4 + задний ход;
• подвеска задняя — с цилиндрическими пружинами и
телескопическими амортизаторами;
• подвеска передняя — независимая;
• тормоза передние — дисковые;
• тормоза задние — барабанные с гидравлическим
раздельным приводом и вакуумным усилителем;
• шины — 175/70 SR13 или 165 SR13;
• тип кузова — трехобъемный седан, т.е. закрытый
кузов, имеющий две или четыре двери и не менее двух рядов сидений.
Типы кузовов могут
быть различными:
• купе — закрытый двухдверный кузов с одним рядом
сидений;
• лимузин — закрытый кузов с удлиненной базой,
имеющий остекленную перегородку между передними и задними сидениями;
• кабриолет — частично открывающийся кузов;
• универсал — грузопассажирский кузов;
• комби — это седан с дополнительной дверцей
сзади и раскладывающимися сидениями;
• джип — легковой вездеход с приводом на все
колеса. Общее
устройство автомобиля
Автомобиль состоит из взаимосвязанных агрегатов и
частей двигателя:
• силовой передачи, в нее входит:
• сцепление,
• коробка передач,
• карданная передача,
• главная передача,
• дифференциал и полуоси,
• ходовой части, в нее входит:
• передняя и задняя подвески,
• колеса и шины,
• механизмов управления, состоящего из
• рулевого управления,
• основной и стояночной тормозной системы,
• электрооборудования, в состав которого входят
• источники электрического тока (аккумулятор,
генератор),
• электрические потребители (система пуска,
система зажигания, приборы освещения и сигнализации,
контрольно-измерительные приборы, система обогрева и вентиляции и др.)
Автомобили с передними ведущими колесами называют
переднеприводными. У таких автомобилей нет карданной передачи и
надкар-данного короба в кузове, поэтому салон становится просторней и
комфортабельней, а масса автомобиля меньше. Легковые автомобили с
передними ведущими колесами имеют лучшую устойчивость при движении с
высокими скоростями, но ремонтопригодность их в сравнении с
заднеприводными значительно хуже из-за объединения двигателя, сцепления,
коробки передач и главной передачи в единую конструкцию — силовой
агрегат, разборка которого при выходе из строя одной из систем
значительно сложнее.
Двигатель внутреннего сгорания является
источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. В
двигателе за счет сгорания топлива (бензина, дизельного топлива или
газа) образуется сгоревший газ с высоким давлением, энергия его
преобразуется в механическую энергию вращения коленчатого вала.
Двигатели, использующие в качестве топлива
бензин, называются бензиновыми; использующие дизельное топливо —
дизельными; использующие сжатый (природный) или сжиженный (нефтяной) газ
— газобаллонными.
Сцепление осуществляет постоянную механическую
связь между двигателем и коробкой передач и предназначено для
кратковременного ее отключения на период времени, необходимый для
включения или переключения передачи.
Сцепление представляет собой две фрикционные
муфты, прижатые друг к другу пружиной. Ведущий диск механически связан с
коленчатым валом двигателя, ведомый диск — с первичным валом коробки
передач.
Включение и выключение сцепления осуществляется
водителем с помощью педали (когда педаль нажата, сцепление выключено).
При нажатии на педаль диски сцепления расходятся, ведущий диск,
связанный с двигателем, вращается, но это вращение на ведомый диск не
передается (сцепление выключено). Выключать сцепление нужно на период
включения или переключения передач для безударного соединения шестерен в
коробке передач.
При плавном отпускании педали происходит плавное
сцепление ведущего и ведомого дисков. При этом за счет проскальзывания
ведущий диск плавно навязывает вращение ведомому диску. Тот начинает
вращаться, передавая крутящий момент на первичный вал коробки передач.
Таким образом, автомобиль начнет движение при трогании с места или же
продолжит движение на новой передаче.
Сцепление
Принцип работы
сцепления
Коробка передач служит для изменения крутящего
момента (скорости), направления движения и длительного разобщения
двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его
по инерции. Коробка передач управляется водителем с помощью рычага
переключения.
При работающем двигателе для включенияили
переключения передачи нужно выжимать педаль сцепления (выключать
сцепление).
Карданная передача позволяет передавать крутящий
момент от коробки передач на задний мост (главную передачу) в условиях,
когда он изменяет свое положение при движении автомобиля по неровностям
дороги.
Главная передача служит для увеличения крутящего
момента и передачи его под прямым углом на полуоси автомобиля.
Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с
различными скоростями при повороте автомобиля и движении колес по
неровной дороге.
Полуоси передают крутящий момент ведущим колесам.
Ходовая часть обеспечивает движение и плавность
хода. Она включает в себя подрамник, как правило, совмещенный с кузовом
автомобиля, к которому посредством передней и задней подвесок крепятся
элементы передней и задней осей со ступицами и колесами.
Рулевое управление служит для изменения
направления движения автомобиля с помощью руля.
Тормозная система — снижает скорость автомобиля,
удерживает его на спусках и подъемах. Тормозная система управляется
водителем с помощью педали основной тормозной системы и рычага ручного
тормоза.
Основная тормозная система, как правило,
многоконтурная, т.е. при нажатии на педаль тормоза осуществляется
торможение передних и задних колес независимыми исполнительными
тормозными устройствами. И если один контур выйдет из строя, то другой
будет продолжать выполнять функцию торможения, хотя и менее эффективно.
Многоконтурность повышает безопасность движения.
Электрооборудование автомобиля включает в себя
источники электрического тока (аккумулятор, генератор) и электрические
потребители (система пуска, зажигания, приборы освещения, сигнализации,
контрольно-измерительные приборы, стеклоочистители, стеклоомы-ватели,
система обогрева и вентиляции и др.). Энергия аккумулятора используется
при неработающем двигателе, энергия генератора вырабатывается только при
работе двигателя, она используется для подзарядки аккумулятора и
питания других потребителей автомобиля.
Основными органами управления автомобиля
являются: рулевое колесо, педали газа, тормоза и сцепления, рычаг
ручного тормоза, рычаг переключения передач.
К вспомогательным органам управления относятся
включатели сигналов поворотов, стеклоочистителя, обмыва стекол,
переключатели света фар, ножной переключатель света, кнопка управления
воздушной заслонкой карбюратора, замок зажигания, включатель стартера,
органы управления системой вентиляции и обогрева, рычаг замка капота и
другие.
На щитке приборов водителя расположены основные
контрольно-измерительные приборы.
Во время движения автомобиля водитель наблюдает
за показаниями контрольно-измерительных приборов. Оптимальными
показателями являются отсутствия светящихся красным светом табло,
которые сигнализируют об опасном состоянии или положении соответствующей
системы, а уровень топлива в бензобаке таков, что не вызывает загорания
табло 11, сигнализирующего о наличии только резервного количества
топлива, р
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.