Новости от Radeant.com
Меню сайта
Стань партнером!

Чат
Статистика
Статистика
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие за день

Banners
Наша кнопка


Если Вам наш сайт был полезен, Вы можете нас отблагодарить - разместив наш баннер у себя на сайте

Автомобильный портал

Главная » Файлы » разное » советы, статьи, разное

Основы эксплуатации аккумуляторной батареи
размер файла - 10.03.2010, 14:36

Основы эксплуатации АКБ

·        Этот раздел предназначен для тех автолюбителей, которые стремятся техническое обслуживание автомобиля максимально выполнять своими силами. АКБ как раз относится к тем узлам, с которыми легко можно справиться собственными силами.  Для контроля АКБ автолюбитель должен иметь ареометр для измерения плотности электролита и вольтметр для измерения электрического напряжения.

 

Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние

·        Для ввода сухозаряженной батареи в эксплуатацию необходимо залить в нее электролит. В продаже можно приобрести готовые электролиты с плотностью 1,4 г/см3 или 1,27 г/см3, а также компоненты — концентрированную серную кислоту и дистиллированную воду для аккумуляторов. Плотность электролита, заливаемого в батарею, должна соответствовать климатической зоне.

·        Заливать электролит в аккумулятор нужно небольшой струей до тех пор, пока уровень его не поднимется на 10—15 мм выше предохранительного щитка или до касания нижнего конца тубуса горловины. Далее выдержать батарею от 20 мин до 2 ч, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом, затем проверить напряжение батареи без нагрузки и плотность электролита.

·        Плотность электролита после пропитки может несколько понизиться, как и его уровень, в результате взаимодействия электролита с активной массой пластин. Если плотность понизилась не более чем на 0,03 г/см3 и напряжение батареи стало более 12 В, то батарея готова к работе. Понизившийся уровень нужно восстановить до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки.

·        При понижении плотности электролита более чем на 0,03 г/см3 и напряжении до 10—12 В батарею нужно подзарядить зарядным током, численно равным 0,1 емкости соответствующей батареи в течение 5 ч с начальной температурой электролита не выше 27° С. Если в конце заряда плотность электролита отличается от нормальной, то ее необходимо довести до нормы.

·        Заряжать батарею после заливки электролита нужно обязательно в следующих случаях:

·        если батарея не использовалась в течение 24 ч после заливки;

·        первоначальная эксплуатация батареи будет проходить в тяжелых условиях (частые пуски двигателя, холодная погода и т.п.);

·        новая батарея хранилась более 12 месяцев с даты выпуска.

·        Продолжительность заряда сухозаряженной батареи от 4 до 5ч.

·        Если батарея будет эксплуатироваться при температуре ниже 0° С, то после заливки электролита ее рекомендуется подзарядить током 15 А в течение 15 минут.

 

Приготовление электролита

·        Для приготовления электролита необходимо иметь следующее оборудование:

·        сосуд, стойкий к действию серной кислоты, емкостью 4—5л;

·        ареометр с заборной трубкой;

·        термометр с диапазоном от 0 до 50°С;

·        резиновые груши (большая и малая) с кислотостойкими наконечниками;

·        мензурки на 1 л и на 0,1 —0,2 л с мелкими делениями;

·        стеклянную или эбонитовую палочку для размешивания раствора;

·        стеклянную воронку.

·        Компонентами электролита являются кислота серная аккумуляторная (ГОСТ 667—73) и дистиллированная вода, специально предназначенная для аккумуляторов.

·        Плотность изготавливаемого электролита должна соответствовать климатической зоне.

·        Во время приготовления электролита необходимо строго выполнять меры безопасности при обслуживании и эксплуатации аккумуляторных батарей. Серная кислота обычно хранится в стеклянных бутылях с притертыми стеклянными пробками. Выливать кислоту нужно только с помощью приспособлений, не допуская ее проливания. Рядом обязательно должен быть готовый 10% раствор питьевой соды на случай нейтрализации пролившейся кислоты.

·        В начале целесообразно приготовить электролит плотностью 1,4 г/см3. Кислота заливается в дистиллированную воду тонкой струей при непрерывном помешивании раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. После приготовления электролита плотностью 1,4 г/см3 его надо остудить до температуры +25°С, проверить еще раз плотность электролита и только после этого приступить к составлению электролита необходимой плотности. Количество серной кислоты и дистиллированной воды, потребных для приготовления электролита плотностью 1,40 г/см3 с последующей доводкой до 1,26 г/см3 или другой плотности, определяется согласно таблице климатической зоны.

 

Правила пользования

·        Изготовленному электролиту желательно дать отстояться в закрытой посуде 15—20 ч для образования осадка механических примесей. При заливке электролита попадания осадка в аккумулятор не допускается.

·        Учитывая влияние на расчетные данные округления десятых и сотых долей цифр, возможны колебания величины плотности получаемого электролита. Поэтому в конце приготовления раствора, не долив 30—20 см электролита плотностью 1,4 г/см3 или 10 см3 серной кислоты плотностью 1,83 г/см3, после тщательного перемешивания, проверьте ареометром плотность получившегося электролита и, убедившись в необходимости, добавьте оставшееся количество компонента.

·        Для приведения к исходной расчетной плотности электролита (25°С) следует учитывать, что при повышении температуры электролита на ГС плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см3, а при понижении температуры электролита на ГС увеличивается на 0,0007 г/см3.

·        Температура электролита, заливаемого в аккумулятор, должна быть не выше 25°С (в жаркой климатической зоне не выше 30° С) и не ниже 15 оС.

·        Приготовленный электролит следует оставить на 15—20 ч в закрытом сосуде (серная кислота хорошо впитывает влагу из окружающего воздуха), чтобы он остыл и на дно выпал осадок.

 

Заряд аккумуляторных батарей

Необходимы: зарядное устройство с амперметром и вольтметр.

·        Присоедините положительный вывод батареи к « + » клемме зарядного устройства, а отрицательный к «—» клемме.

·        Включите батарею на заряд током величиной 1/10 от номинальной емкости при температуре электролита не выше 30°С в условиях холодного и умеренного климата и не выше 35°С в условиях жаркого и теплого климата,

·        Подзарядка батареи ведется до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах (аккумуляторы «кипят») и в течение 2 ч напряжение и плотность электролита останутся постоянными.

·        Во время подзарядки периодически через каждые 2 ч нужно проверять напряжение, плотность и температуру электролита и следить, чтобы температура не поднималась выше 45 °С (в жаркой и тепловлажной зоне до 50°С). В этом случае нужно уменьшить вдвое зарядный ток на время, необходимое для снижения температуры до 30—35° С, или временно отключить зарядное устройство для охлаждения электролита до 30°С.

·        Степень заряженности аккумулятора определяется измерением величины плотности электролита. Плотность электролита измеряется ареометром. При замере плотности к показаниям ареометра следует прибавить или отнять температурную поправку, которая равна 0,01 г/см3 на каждые 15 °С, для уточнения реального состояния электролита по отношению к положенному согласно плотностям по климатическим зонам.

·        В конце подзарядки, если плотность электролита с учетом температурной поправки будет отличаться от нормы для данной климатической зоны, проводится корректировка плотности электролита доливкой дистиллированной воды при плотности выше нормы и доливкой кислоты плотностью 1,4 г/см3, когда она ниже нормы. После корректировки заряд нужно продлить на 30 мин для полного перемешивания электролита.

·        Окончательно замер уровня электролита проводится через 30 мин после конца подзарядки. Если уровень ниже нормы, то в аккумулятор добавляют электролит такой же плотности, которая должна быть при полностью заряженном аккумуляторе, при избытке излишек отбирается резиновой грушей.

 

Почему нельзя длительно перезаряжать аккумуляторную батарею?

·        При длительном перезаряде батареи происходит электролиз воды электролита на кислород и водород. Кислород сильно окисляет решетки положительных пластин и этим вызывает их разрушение. Одновременно при перезарядке в порах активной массы пластин накапливается большое количество газов кислорода и водорода, которые увеличивают давление в порах, это вызывает разрыхление и выкрашивание активной массы. Разрушение пластин вызывает уменьшение емкости батареи и короткое замыкание разноименных пластин. Характерным признаком перезарядки является сильное газовыделение (кипение) из электролита и быстрое уменьшение его уровня.

 

Корректировка плотности электролита

·        Корректировку плотности проводят в конце подзарядки, когда происходит хорошее смешение электролита из-за бурного газовыделения. Корректировку проводите в следующей последовательности:

·        в конце подзарядки замерьте температуру и плотность электролита: уровень электролита должен быть нормальным, не превышать верхний край сепараторов или предохранительного щитка на 10—15мм;

·        полученную плотность пересчитайте к 25°С;

·        если плотность оказалась выше требуемой, то предварительно отобрав из аккумулятора электролит, необходимо долить дистиллированную воду: если ниже требуемой, то долить раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3.

·        После проведения всех операций по отбору-доливке и надежного перемешивания плотность электролита должна отличаться от требуемой с точностью ±0,07 г/см3.

 

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи на автомобиле

Контроль батареи

·        У любых автомобилей отсоединять провода от выводов батареи допускается только при выключенном зажигании.

 

При несоблюдении этого правила могут выйти из строя: выпрямительные и регулирующие блоки электрооборудования, блок управления впрыском и др.  электронное оборудование. Помните, что при отсоединении батареи обесточивается бортовая ЭВМ, если она есть (возможно стирание части памяти) и могут возникнуть проблемы с использованием закодированного оборудования, например, радиоприемника.

·        Перед отсоединением батареи изучите соответствующий раздел инструкции по эксплуатации автомобиля. Первым отсоединяйте провод массы, «минус».

·        Установите для себя периодичность осмотра батареи, например, раз в две недели.

При этом:

·        очистите поверхность батареи от пыли и грязи и протрите ее чистой ветошью;

·        осмотрите выводы и наконечники. При обнаружении следов коррозии зачистите и смажьте их твердой смазкой, например, техническим вазелином;

·        проверьте надежность контактов наконечников;

·        проверьте вентиляционные отверстия и при необходимости прочистите их.

·        Нельзя допускать снижения уровня электролита ниже минимальной отметки.

Поэтому, если у вас батарея не первой молодости, проверяйте уровень как можно чаще.

·        Проверьте напряжение на клеммах батареи при работающем двигателе. Его величина должна быть в пределах 14,0—14,7В.

·        Не закорачивайте полюса аккумуляторной батареи. При коротком замыкании может произойти коробление пластин, разрушение поверхности клемм, при длительном замыкании батарея разогревается и может происходить разрушение корпуса. Не освещайте батарею открытым пламенем из-за опасности взрыва смеси выделяющегося из нее водорода и кислорода.

 

Проверка уровня электролита

·        Уровень электролита должен находиться между метками «MIN» и «МАХ», нанесенными на полупрозрачный корпус аккумуляторной батареи. При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Поэтому надо через каждые 4 месяца проверять его уровень. Не допускается эксплуатация аккумуляторной батареи с уровнем электролита ниже метки «MIN». Для восстановления уровня электролита необходимо доливать только дистиллированную воду.

·        Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливать необходимо электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, то электролит необходимо отобрать резиновой грушей.

 

Проверка степени разряженности батареи

·        Для определения степени разряженности при отказе батареи, а также через каждые * месяца измеряют автомобильным ареометром плотность электролита.

·        Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, то ее следует снять с автомобиля и подзарядить.

·        Во время измерения плотности следят за тем, чтобы на поверхность батареи, кузов и на другие детали не попал электролит, вызывающий коррозию, утечку тока и т. п.

·        Плотность электролита зависит от температуры. С ее изменением на каждые 15 °С плотность изменяется приблизительно на 0,01 г/см3. Поэтому, если температура электролита отличается от 25 °С, то к показаниям ареометра следует прибавить или отнять температурную поправку.

·        Чтобы не получить ошибочных результатов, не следует замерять плотность электролита в следующих случаях:

·        если уровень его не соответствует норме;

·        когда электролит слишком горячий или холодный. Оптимальная температура электролита при измерении плотности 15—25 °С;

·        сразу после доливки дистиллированной воды.

 

Следует выждать, пока электролит перемешается. Если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов;

·        после нескольких включений стартера. Следует выждать, пока установится равномерная плотность электролита в элементах батареи:

·        при «кипящем» электролите. Следует выждать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность.

·        Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высокая (1,3 г/см3 и выше), то необходимо отобрать часть электролита из элемента, долить взамен дистиллированной воды, выждать, пока электролит перемешается, и снова замерить плотность.

·        Если плотность электролита низкая, то после отбора его из элемента долить электролит плотностью 1,40 г/см3.

 

Срок службы аккумуляторной батареи

·        Эксплуатационных норм на сроки службы АКБ фактически нет. Гарантийные сроки эксплуатации, выдаваемые изготовителями или продавцами, колеблются от 1 до 3 лет и более.

 

На долговечность АКБ первостепенное значение оказывают: конструкция, технология и качество изготовления аккумуляторов; условия и интенсивность эксплуатации; качество технического обслуживания.

Окончанием срока службы АКБ считается снижение емкости до 35—40% от номинальной или уменьшение продолжительности стартерного разряда при 25°С до 1,5 мин. Признаками выработки ресурса АКБ или возникновения серьезных дефектов являются следующие: ускоренный полный саморазряд АКБ за 17 суток, разброс плотности электролита после зарядки по отдельным аккумуляторам более 0,02—0,03 г/см без каких-либо видимых причин, падение свободного напряжения на клеммах АКБ и быстрое нарастание плотности электролита при зарядке.

Хранение аккумуляторной батареи

·        При хранении АКБ необходимо:

 

1.  Снять батарею с автомобиля.

2.  Полностью зарядить АКБ.

3.  Тщательно протереть поверхность АКБ раствором соды (особенно крышку), затем вытереть насухо.

4.  Хранить батарею в сухом месте (деревянный ящик, шкаф), исключающем «выпадение росы», вне утепленного помещения (чем ниже температура, тем медленнее вдет саморазряд).

5.  Контролировать АКБ при хранении:

 

·        раз в 20—30 дней измерять плотность;

·        если батарея проработала три года и более, проверять плотность чаще с периодичностью, соответствующей падению плотности на 0,03—0,05 г/см;

·        при падении плотности более 0,03 г/см производить подзарядку.

 

6.  В случае разрядки батареи и замерзания электролита внимательно осмотреть корпус.

Если трещины и разрывы отсутствуют, перенести АКБ в помещение с температурой не более 10° С.

После оттаивания поставить АКБ на зарядку. Исследуйте ее электрические параметры и сделайте вывод о целесообразности дальнейшей эксплуатации АКБ.

·        По окончании хранения АКБ необходимо:

·        проверить плотность электролита;

·        зарядить АКБ, если плотность снизилась на 0,02 г/см и более:

·        если плотность в норме, то перед установкой на автомобиль после длительного хранения АКБ дать кратковременную подзарядку, 20—30 мин, током, значение которого составляет число в Амперах, равное 0,1 числа, выражающего емкость АКБ в А • ч.

 

Рекомендации по продлению ресурса АКБ

·        Для продления ресурса выполняйте следующее:

 

1.  Выполняйте регулярно техническое обслуживание АКБ.

2.  Не допускайте перезарядки АКБ на автомобиле (напряжение в сети не более 14.6 В).

3.  Не допускайте недозаряда АКБ на автомобиле. Следите за натяжением ремня генератора, не перегружайте бортовую сеть дополнительными потребителями электроэнергии.

4.



Категория: советы, статьи, разное | Добавил: Strange113
Просмотров: 1224 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
»' document.getElementById('submfrm981').click(); document.getElementById('sbt981').onclick=null; clearInterval(ajaxtime);}}}}
»'); document.getElementById('submfrm735').click(); document.getElementById('sbm735').onclick=''; clearInterval(openafter);}}}}
Комментируем и подсказываем о битых ссылках!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Стань партнером!

наши партнеры
Вся информация по Вашим автомобилям, включая ремонт

...
...
Воскресенье
19.05.2024
19:01


Интересное
Набор журналистов
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт!
Подробности читайте на главной странице сайта.
Свои заявки оставляйте в комментариях.
Поиск
поиск по сайту
поиск в интернете
Новости
Реклама
rukovodstva.ucoz.ru © 2024
Полный анализ сайта