Для смазывания агрегатов автомобилей,
содержащих зубчатые передачи — цилиндрические, конические, червячные,
спирально-конические, гипоидные и пр., применяются специальные трансмиссионные
масла.
В зубчатых передачах удельные нагрузки на
зубья (в точках контакта) достигают 2000 МПа (200 кг/мм2), а в гипоидных могут
превышать 3000 МПа (300 кг/мм2). Для сравнения заметим, что давление между
контактирующими деталями двигателей в десятки раз меньше. При этом масло в
агрегатах трансмиссии разогревается при работе автомобиля до 100 — 150° С, а в
зонах контактов зубьев до 300° С. С другой стороны, ясно, что при низких
температурах трансмиссионное масло должно быть готовым смазывать контактирующие
поверхности зубьев немедленно с момента начала движения. Поэтому к
трансмиссионным маслам предъявляется широкий спектр эксплуатационных
требований. Для автолюбителей же представляют интерес основные обобщенные
показатели качества масла, в целом определяющие долговечность трансмиссионных агрегатов, удобство
эксплуатации при приемлемых затратах.
Характеристики
Во-первых, это комплекс противоизносных и
противозадирных свойств. Противоизностные качества масла характеризуют его
смазывающую способность и обеспечивают минимальные износы контактирующих
поверхностей; противозадирные свойства предотвращают задирание и сваривание
поверхностей в точках контакта. Безусловным условием хороших противоизностных и
противозадирных свойств является способность масла
образовывать на поверхности деталей сверхпрочную пленку. Эти свойства масла
определяют его уровень качества.
Во-вторых, как и для моторных масел,
важнейшими являются вязкостно-температурные свойства.
Классификация и маркировка трансмиссионных
масел, как и моторных, основывается на обобщенных показателях качества и
вязкости. За рубежом для трансмиссионных масел используются системы
классификации API и SAE.
Качество
Классификация по качеству учитывает
конструктивные особенности агрегатов трансмиссий, нагруженность и специфику
работы зубчатых передач. Система API включает шесть групп качества масел. Чем
больше число после букв, тем выше качество и, соответственно, гарантия
долговечной работы агрегатов трансмиссии. Масла GL-5 и GL-6 составляют группу
универсальных трансмиссионных масел, которые используются в главных передачах,
коробках передач, раздаточных коробках. Масла этих групп качества допущены к
использованию в армиях США и НАТО.
Трансмиссионные масла выпускают
на синтетической (100%), полусинтетической и минеральной основах.
Вязкость
Классификация трансмиссионных масел по
вязкости в системе SAE включает шесть классов. Для первых трех классов, имеющих
индекс W (зимнее), нормируются требования к вязкостным свойствам при низких
температурах. Для остальных классов установлены предельные значения вязкости
при температуре масла 99°С.
Маркировка
Масла SAE 75W, SAE 80W и SAE 84W являются зимними;
масла SAE 90, SAE140 — летние; SAE 250 — тропическое и для особо тяжелых
условий работы. Всесезонные масла имеют маркировку: SAE 80W-90; SAE 80W-140;
SAE 85W-140. Масла с повышенными противозадирными свойствами в маркировке после
числовых значений имеют индексы ЕР или HD.
Трансмиссионные масла для автоматических
коробок передач не имеют своей классификации по API. Их уровни качества и
вязкостные свойства часто описывают по системам ведущих автомобильных фирм,
например, General Motor• и FORD. Для автомобилей, предназначенных для
Европейского рынка, как правило, рекомендуются масла с обозначением «Dexron».
На этикетке трансмиссионного масла
указывается:
1. Название фирмы-изготовителя.
2. Марка масла (наименование масла).
3. Группа качества по классификации API (GL-1 — GL-5).
4. Маркировка по SAE.
5. Основа масла: синтетическое, полусинтетическое,
минеральное.
Прежде всего руководствуйтесь инструкцией по
эксплуатации, в которой для вашего автомобиля могут быть рекомендованы
конкретные марки трансмиссионных масел.
Если по тем или иным причинам вам предстоит
самим решить, какое масло использовать, руководствуйтесь следующим. Для
иномарок выпуска 1984—90-х годов с гипоидными передачами следует применять
фирменные масла групп GL-4, GL-5; для машин выпуска до 1984 года подойдут и
лицензионные масла группы GL-4. Если коробка передач и главная передача
автомобиля выпуска 80-х годов состоит из
цилиндрических шестерен (например, переднеприводных
автомобилей с поперечным расположением двигателя), то можно остановиться на
маслах группы GL-4 или лицензионных маслах групп GL-4, GL-5.
Выбор импортного масла по основе целиком
зависит от выделенных на покупку средств. Конечно, синтетика — это наилучший
выбор во всех случаях, но роскошь. Полусинтетическое масло для автомобиля
выпуска 90-х годов наиболее удачный компромисс между ценой и качеством.
Современные трансмиссионные масла на
минеральной основе могут находиться в картерах агрегатов без замены 20—60 тысяч
километров. Долговечность синтетических и полусинтетических масел в 2—2,5 раза
больше. Периодичность замены трансмиссионного масла существенно зависит от
конструкции агрегата.
В номенклатуре трансмиссионных масел имеются
масла, разработанные специально по заказам ведущих автомобилестроительных фирм.
В них учтена специфика конструкции агрегатов и технологии производства зубчатых
колес.
Покупка трансмиссионного масла сопряжена с
теми же проблемами, что и покупка моторного масла. Поэтому, данные выше рекомендации и для этого случая остаются в
силе.
ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА СНГ
Вязкость
Трансмиссионные масла производства СНГ
классифицируются стандартом ГОСТ 17479.2-85. По вязкости введено четыре класса.
Качество
По эксплуатационным свойствам в ГОСТе
установлено пять групп.
Маркировка
Обозначение трансмиссионных масел СНГ включает
буквенный индекс ТМ — масло трансмиссионное, следующая за ним цифра — группа
масла по эксплуатационным свойствам и последняя цифра — класс вязкости.
Например, ТМ-5-18 — масло трансмиссионное, 5-й группы по эксплуатационным
свойствам, класс вязкости 18. Популярное трансмиссионное масло ТАД-17И в
соответствии с ГОСТ 17479.2-85 обозначается ТМ-5-18.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ СМАЗКИ
Автомобилисты выбирают пластические смазки,
как правило, целевым образом, т.е. для конкретного узла и условий работы. Этим
обобщенно учитываются следующие свойства смазок и условия их работы в узле:
вязкость, водостойкость, температурный диапазон применение, прочность,
противозадирные свойства, несущая способность смазывающей пленки, удельные
давления сопрягаемых деталей и т.п.
Выбор смазок выполняйте в соответствии с
инструкцией по эксплуатации автомобиля.
Необходимо отметить, что при герметичности
сред-не нагруженного узла трения современные пластические смазки имеют очень
большие ресурсы 100—200 тыс. км. К таким узлам относятся шарниры подвески,
рулевого управления. Смазка в ступицах колес требует сравнительно частого
обновления, раз в два-три года. Полезно с такой периодичностью обновлять
пластические смазки и в других доступных узлах трения.
При замене смазок в узлах автомобиля надо
иметь в виду, что смазки одинакового назначения, но различных марок могут быть
несовместимы. Поэтому при первом обслуживании подержанного автомобиля
целесообразно удалить всю старую смазку и при возможности промыть узел.
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.