Фактическое
отсутствие автокредитования является, чуть ли не главной проблемой для
всего автомобильного бизнеса Украины. И когда вернется такой
полюбившийся в докризисное время финансовый инструмент, никто сказать не
может.
В докризисное время более половины всех продаж новых автомобилей
осуществлялось с помощью банковского кредита. Сейчас доля кредитных
продаж колеблется в пределах 5-10%. Очень незначительной остается доля
лизинга и покупка автомобилей в группах. Сейчас автомобильные
кредиты выдаются с минимальным первым взносом от 30% стоимости
автомобиля, но большинство банков желают получить предоплату 40-50% или
даже 70%. Средние процентные ставки начинаются от 18,81% годовых по
коротким кредитам длительностью до одного года и заканчиваются на 23,31%
за наиболее популярные пятилетние кредиты. Специалисты отмечают рост
предложений банков по долгосрочным семилетним кредитам. Но о росте
спроса на такие займы специалисты говорить не спешат. «Наиболее
популярный и оптимальный срок по автокредиту, с моей точки зрения, это
пять лет (средний срок «жизни» авто среднего класса без
серьезных ремонтов) с обязательным отсутствием в кредитном договоре
штрафных санкций за досрочное погашение. Наибольшее количество заявок на
автокредиты (по крайней мере, в нашем банке) поступает на авто среднего класса в
ценовом диапазоне 200-300 тысяч гривен», - утверждает Евгений
Преображенский, директор региональной Киевской дирекции Банка Кипра. Но
член правления Universal Bank Виталий Шастун не согласен со своим
коллегой: «Наибольшей популярностью среди заемщиков пользуются кредиты с
минимальными сроками - 2-3 года. На долю таких краткосрочных займов
припадает основная масса выданных кредитов. Это вполне логично: клиенты
заинтересованы в скорейшем погашении своего кредита. К тому же срок
эксплуатации автомобиля относительно невелик по сравнению, например, с
объектом недвижимости». Сейчас из 50 банков-лидеров только 14
принимают заявки на автокредитование. Также выдачей автомобильных
кредитов занимаются небольшие организации, аффилированные с продавцами и
производителями автомобилей. Эксперты прогнозируют, что доля
кредитных продаж в этом году может значительно вырасти. Виталий Шастун
говорит, что на сегодняшний день доля автомобилей, продающихся в кредит,
несущественна. «Это всего 5-10% от общего объёма продаж по сравнению с
докризисными 60-70%. Однако, мы ожидаем увеличения этой доли до 20-25%
уже в этом году, вероятно - ближе ко второй половине года», говорит
специалист. Не разделяет оптимизма члена правления Universal Bank его
коллега, председатель правления ОАО "Ощадбанк" Анатолий Гулей. Он
смотрит на проблему автокредитования немного с другой стороны. «65%
наших клиентов или граждан Украины не желают брать кредиты» говорит он.
«Это происходит потому, что из этих 65-ти% 45 считают, что высокие
процентные ставки» продолжает он, «высокие ставки на кредиты в свою
очередь, обусловлены высокими ставками по депозитам. 50% населения не
готово нести деньги в банк, потому что 75% боятся невозврата». Главная
проблема в кредитно депозитных отношениях между банками и населением
состоит в доверии ко всей банковской системе. «Пока доверие между банком
и клиентом достаточно сложное, а говорить о быстром восстановлении
доверия не приходится».
Источник: http://autonews.rbc.ua/firstlook/7180/ |