Украинский авторынок
еще несколько лет назад по динамике роста превосходил российский. Но в
прошлом году он обвалился почти в 3,5 раза и, по прогнозам экспертов,
продолжит падение в нынешнем году.
Автопроизводители, ориентированные главным образом
внутренний рынок, по итогам 2009 года снизили объемы выпуска еще больше - в 6,1
раза, а их рыночная доля сократилась с 50% до 37%. Терпящие катастрофу
производственники устремились на внешние рынки, и прежде всего в Россию, на
которую исторически приходится львиная доля экспорта автомобилей с шильдиком
"Сделано в Украине".
"Российский авторынок - лакомый кусок для украинских автопроизводителей,
ведь в кризисном 2009 году он в 8,5 раз превзошел по объемам украинский, -
говорит Олег Космачев, заместитель директора по продажам компании
"Система-Авто" (дистрибьютора корпорации "Богдан" в
России). - К тому же между Россией и Украиной действует соглашение об избежании
двойного налогообложения, по которому автомобили местного производства ввозятся
в наши страны беспошлинно. В результате продукция ЗАЗа и "Богдана"
благодаря низкой цене достаточно конкурентоспособна на российском рынке".
Серьезную заявку на лидерские позиции в сегменте бюджетных автомобилей в
прошлом году сделал Запорожский автозавод, начав поставки в Россию автомобилей Chevrolet
Lanos под собственным брендом - ZAZ Chance. Дело в том, что в июле 2009 года
истек срок контракта ЗАЗа и GM СНГ на производство автомобилей Chevrolet Lanos,
после чего те же автомобили стали поставляться на российский рынок под новым
названием. Уже в августе, на второй месяц продаж, Chance вошел в топ-25 самых
продаваемых моделей в России, заняв 24-е место и по итогам второго полугодия с
показателем 7344 машины. Кстати, это чуть меньше, чем было продано в Украине за
весь прошлый год, - 8568 автомобилей ZAZ Lanos и Sens. Показательно также, что
Россия заняла 93% в экспорте и 37% в объеме производства ЗАЗа.
При этом ZAZ Chance, можно сказать, "вытеснил" с российского рынка Chevrolet
Lanos. C июля прошлого года GM СНГ прекратил поставки в Россию своего
бестселлера и начал распродавать остатки "Ланосов". В результате уже
в ноябре ZAZ Chance стал популярнее Chevrolet Lanos, превзойдя его по объему
продаж. По словам PR-менеджера Chevrolet Романа Скольского, место массового Lanos
в модельном ряду марки в будущем займет новый мини-кар, который будет
выпускаться на СП "GM-Узбекистан".
"Успешный дебют Chance обусловлен тем, что этот автомобиль, ранее
продававшийся под брендом Chevrolet Lanos, представлен на российском рынке уже
четыре года и заслужил доверие потребителей", - говорит Екатерина Березий,
директор по маркетингу компании "Квингруп" (дистрибьютора ЗАЗа в
России). Немаловажную роль сыграло и ценовое позиционирование автомобиля - со
сменой торговой марки он подешевел в среднем на 15%, что стало возможным
благодаря условиям долгосрочного сотрудничества ЗАЗа и "Квингруп".
Кроме того, автомобиль получил более дешевый 1,3-литровый двигатель, который на
Chevrolet Lanos не устанавливался, - автомобили с этим мотором сегодня
составляют более трети продаж Chance. Также в отличие от "Ланоса"
Chance представлен и в кузове хэтчбек - их доля в продажах достигает 14%.
Вместе с тем украинские Chance мало чем конструктивно отличаются от корейского Daewoo
Lanos, разве что на них теперь могут ставиться украинские двигатели
Мелитопольского моторного завода. Свою модель корейцы разработали в далеком
1997 году еще до поглощения компании американским гигантом General Motors. В
1998 году на крэш-тестах EuroNCAP Daewoo Lanos заработал всего 2,5 звезды из
пяти еще по старой "щадящей" схеме проведения крэш-тестов. В
современном автомобильном мире такие показатели недопустимы. Пока можно
прогнозировать рост продаж старой модели в России за счет низкой цены, ведь
продаются же у нас еще более старые Daewoo Nexia и вазовская классика. Но с
выходом страны из кризиса и реализацией программ по выпуску в России свежих
"лоу-костов" мировыми производителями (VW, Peugeot, Renault)
продвигать автомобили с модельным возрастом более 10-15 лет будет все сложнее и
сложнее.
Пока же "Квингруп" ставит перед собой амбициозную задачу - уже в 2010
году вывести Chance в топ-10 самых продаваемых автомобилей в России, реализовав
22 тысячи машин. Для этого компания, в частности, делает ставку на развитие
дилерской сети в регионах, где бюджетные иномарки пользуются наибольшим
спросом. На сегодняшний день автомобили Chance продают 135 дилеров в 70
российских городах, в нынешнем году "Квингруп" намерена расширить
дилерскую сеть до 180 торгово-сервисных центров. В 2010 году компания также
обещает представить на рынке рестайлинговую модель Chance, которая будет
отличаться новой оптикой, остеклением, кузовными деталями, полностью
измененными интерьером и приборной панелью. Кроме того, "Квингруп"
уже в середине года намерена расширить линейку автомобилей Chance, сообщила Е.
Березий.
О выходе на российский рынок легковых автомобилей объявил второй по величине
автопроизводитель Украины - корпорация "Богдан". Как рассказал
источник в компании, "Богдан" будет продавать в России автомобили Lada
110 и 111, которые выпускаются на черкесском заводе из автокомплектов АвтоВАЗа,
а также пикап собственной разработки "Богдан-2310" Pickup,
разработанный на базе "десятки". Реализацией автомобилей на
российском рынке будет заниматься компания "Система-Авто", которая в
настоящее время формирует дилерскую сеть. До конца года "Богдан"
рассчитывает реализовать в России 10-12 тысяч машин, из них порядка 2 тысяч
пикапов.
"Мы выводим на российский рынок нишевые продукты, которые не будут
конкурировать с продукцией АвтоВАЗа", - отмечает представитель компании
"Богдан". По его мнению, украинская Lada 110 не отнимет покупателей у
Lada Priora, поскольку ориентирована на автомобилистов, которые ностальгируют по
старой доброй "десятке". "Они не готовы переплачивать за более
современный дизайн и новые опции "Приоры" и все равно бы купили
"десятку", только б/у-шную", - считает источник. Что касается
"Богдана-2310" Pickup, то он значительно отличается по конструкции и
характеристикам от пикапов ВИСа и должен занять нишу ижевских
"каблуков", которые с прошлого года не производятся. Более того,
корпорация "Богдан" не отказывается от планов построить автозавод в
России, его мощность должна составить 120 тысяч легковых автомобилей и 6 тысяч
автобусов "Богдан" в год.
Добавим также, что сегодня по российским дорогам колесит более миллиона
автомобилей украинского производства. По данным агентства "Автостат",
парк легковых автомобилей zaz/">ЗАЗ в 2009 году включал 974 тысячи
машин, являясь шестым по величине среди марок. Автомобилей ЛуАЗ насчитывается
более 88 тысяч единиц. Стоит ли говорить, что практически все автомобили
украинских марок в России старше 10 лет, поэтому в рамках стартовавшей
утилизационной программы их ряды могут несколько поредеть. Смогут ли занять это
место запорожские Chance или черкасские "десятки" - покажет рынок...
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.