Если Вам наш сайт был полезен, Вы можете нас отблагодарить - разместив наш баннер у себя на сайте
Автомобили Bertone. История создания марки
Основатель фирмы Джованни Бертоне родился в 1884 г. в
маленьком городке Мандови. В 1907 г. он переехал в Турин и довольно быстро
включился в деловую жизнь неофициальной столицы итальянской промышленности.
Пять лет Бертоне сотрудничал с фирмой «Diatto», а в 1912 г. решил открыть
собственное дело. Так, в небольшой мастерской по улице Вилларбассе, 32 стали
ремонтировать и строить экипажи. В том же году в семье Бертоне родился сын
Джузеппе, которого, однако, все называли Нуччо. Под этим именем он и войдет в
историю мирового автомобильного дизайна ХХ века.
Семейное дело развивалось неспешно - примерно так же жили десятки подобных
мастерских Турина и его окрестностей. Все изменилось, когда в 1921 г. Джованни
построил кузов для автомобиля SPA 9000 Sport - свой первый кузов для
автомобиля. Новый вид транспорта настолько его покорил, что Бертоне решает
полностью переключиться на автомобили, да и маленького Нуччо никакими силами
невозможно было оттащить от руля. Видя такое рвение к технике, отец начинает
постепенно привлекать мальчика к делам мастерской. Когда Нуччо исполнилось 18
лет, он официально включился в семейный бизнес. К 1934 г. в его кармане уже
лежал диплом бухгалтера, но ему хотелось совсем другого - создавать красивые
автомобили. К этому времени мастерская Д. Бертоне приобрела некоторую
известность благодаря отменному качеству заказных кузовов на шасси Lancia и
Fiat. Что же касается стиля, то он еще не стал столь характерным и
выразительным и, например, модель Arditta очень напоминала Ford 1934 г., а
роскошные кабриолеты на шасси Fiat были выполнены под явным влиянием известного
кузовщика Марио Ривелли.
Волна заказов заставила расширить производство. Нуччо очень бойко управлялся со
150 сотрудниками, и это еще больше укрепляло в отце уверенность, что из него
получится отличный директор или, как сказали бы сегодня, дизайн-менеджер. Так
потом и вышло, а пока Джованни решил постепенно отойти от дел, чувствуя, что
век итальянских каретников закончился и будущее за промышленным производством,
в котором молодое поколение ориентируется лучше.
Сразу после войны Нуччо строит завод в Грульяско под Турином, где в 1954 г. осуществляет
свою первую коммерческую программу - проектирование и выпуск автомобиля Alfa
Romeo Giulietta Sprint. 36 000 выпущенных машин принесли деньги, которые дали
возможность участвовать с концептуальными моделями в заокеанских и европейских
шоу. Именно с этого времени и начинается отсчет истории феномена, имя которому
Bertone.
Свое творческое кредо Нуччо выразил в знаменитой серии концептов B.A.T. -
Berlinetta Aerodinamica Tecnica (автомобиль с улучшенной аэродинамикой).
Материализацию своего замысла он доверяет мало кому известному в то время
инженеру Франко Скальёне, которому сначала (в виде своеобразного испытания)
поручается проектирование Аbart Coupe для Туринского салона 1952 г. Именно с
этого автомобиля берет начало европейский аэростиль, и теперь многие годы
вдохновение дизайнеров будет питать атрибутика реактивных самолетов. Позже
Скальёне проявится как удивительно тонкий художник и отличный стилист.
Казалось, что он знает некую тайну, которая помогает ему творить чудеса из
обычного стального листа. В этом, кстати, и одно из проявлений феномена
Бертоне: кроме того, что маэстро обладал уникальным даром собирать вокруг себя
талантливых людей, он также умел предвидеть моду и стиль, которые будут
востребованы завтра.
Как и многие другие, Нуччо сразу начинает работать со спортивными автомобилями
Ferrari, которые словно магнит притягивали стилистов из ателье «Pininfarina»,
«Vignale» и «Ghia». Кузова от Bertone, отличавшиеся от продукции других студий
классической гармонией пропорций и изяществом линий, узнавались сразу. Всем
этим фирма, безусловно, была обязана Скальёне, по проектам которого - всего за
восемь лет работы с Нуччо - удалось создать более 40 моделей! Правда,
большинство из них так и не смогло освободиться от романтической образности серии
B.A.T., тем не менее, именно эти образцы и разработки превратили ателье из
ремесленной мастерской в центр дизайна с промышленным производством
автомобилей.
Следующий этап в истории Bertone начался с приходом на фирму в 1960 г. Джорджио
Джуджаро, который всего за пять лет работы в студии не только нашел свой
собственный почерк и стиль, но и сумел выработать тот неповторимый лаконизм,
чистоту и ясность рисунка, которые будут впредь отличать продукцию ателье.
Однако Джуджаро, хотя и занимался концептами, явно тяготел к дизайну массовых
автомобилей. И вскоре он создаст свою студию «Italdesign», которая начнет
работать с такими гигантами, как Fiat, Volkswagen или Daewoo. А пока Джуджаро
проектирует для Bertone серийную Alfa Romeo 2000 Sprint, а также концепты Piranha,
Canguro и знаменитый Testudo.
Именно форма и пластика Testudo становится своеобразной квинтэссенцией стиля
второй половины 60-х, прошедшей под знаком нового маэстро фирмы «Bertone» -
Марчелло Гандини. «Это было прекрасное время, - вспоминал Марчелло. – Работать
по 22 часа в сутки, вносить как минимум два принципиальных изменения в день и
получать зарплату меньше всех». В этот период рождаются и неудачная Alfa Romeo
Montreal, и автомобиль, который принес Гандини мировую славу, - Lamborghini
Miura. На разработку машины, выражавшей новую идеологию большого туризма,
заказчик отпустил всего четыре месяца. Нужно было спешить, ибо конкуренты
Ferrari и Maserati ждать не собирались. Несмотря на очень мягкие очертания
Miura, что было непривычно для суперкаров, обычно отличавшихся резкостью линий
и агрессивностью, автомобиль покорил всех. Это был звездный час Гандини, и
концепты выкатываются из ворот ателье в Грульяско, как с конвейера. И самое
поразительное, что практически каждый из них станет в дальнейшем прототипом
серийного автомобиля! Так, концепт Autobianci A112 Runabout через три года
нашел свое воплощение в дизайне Fiat X1/9, а Carabo определил пластическую тему
легендарного Countach. К слову, Countach, а также Stratos стали любимейшими
творениями Гандини. Спустя многие годы маэстро всегда находил в остальных
работах то, что можно было исправить, эти же два автомобиля он считал
совершенными.
В 1971 г. Бертоне строит новый центр стиля в местечке Каприе близ Турина.
Отдаленность от города не была случайной. Большой противник различных
социальных волнений, Нуччо таким образом старался уберечь от общественных
потрясений и своих стилистов.
В 1979 г., в связи с уходом Гандини на вольные хлеба, Бертоне приглашает на
должность главного стилиста француза Марка Дечампа, работавшего на Renault.
Дечамп - последняя из ключевых фигур, создававших фундамент сегодняшнего стиля
Bertone, который безошибочно узнается всеми, кто хоть немного разбирается и
понимает толк в автомобильном дизайне. Лучшими в то время становятся прототипы
Aton - спайдер на агрегатах Lamborghini Urraco 1981 г. и Zabrus на платформе
Citroen BX. Поражало то, что форма обеих машин, на первый взгляд, лепилась
исключительно из плоскостей и прямых линий, но это была всего лишь мастерски
выполненная иллюзия. На самом деле композиция состояла из тончайших нюансов
плоскости и напряженной криволинейной поверхности, горизонтали и лекальной
кривой. Высочайший уровень мастерства дизайнеров Bertone становился особенно
очевидным тогда, когда найденный ими пластический ключ - в виде формального
набора модных средств - использовали другие. У подражателей, казалось бы, все
было так же, но рисунок навивал скуку, а пластика была невыразительной и
безжизненной.
В середине 90-х Нуччо Бертоне решает качественно модернизировать дело, для чего
создает и реализует программу «Design Machinе», включающую в себя полную
методику разработки стиля промышленного изделия (не только автомобиля), а также
его производства. Первой проверкой для «Design Machinе» стал концепт Pickster. Система
сработала четко и безотказно: машина была спроектирована и построена за 141
день! А всего за год команда из Грульяско разработала 31 масштабную модель, 22
полноразмерных макета, 13 макетов интерьера, построила 9 прототипов и выполнила
один индивидуальный заказ. Все это было сделано благодаря усилиям 1500
конструкторов, технологов и стилистов. За это же время 1200 производственников
изготовили 70 000 Opel Astra и Fiat Punto с кузовами кабриолет.
К концу 90-х главными стилистами фирмы становятся Лучиано Д`Амброзио и Эугенио
Пальяно, которые привносят в почерк Bertone солидность и весомость формы с
большой массой. Наилучшим образом новый почерк фирмы проявился в дизайне
концепта Lancia Kayak 1996 г., Pickster и Alfa Romeo Bella 1999 г. Две
последние машины Нуччо Бертоне уже не увидел - он умер в 1997 г. Получив это
известие, многие решили, что пришел конец фирмы, конец великого Дома высокой
автомобильной моды. Но этого, к счастью, не произошло.
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.