Если Вам наш сайт был полезен, Вы можете нас отблагодарить - разместив наш баннер у себя на сайте
Автомобили Jaguar. История создания марки
История английской автомобильной марки Jaguar началась в
сентябре 1922 года в городе Блэкпул, когда Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли
основали компанию по выпуску мотоциклетных колясок. Они продавались под маркой
Swallow (с англ. ласточка), что соответствовало их изящной форме. Компания
называлась Swallow Sidecar. К сожалению (а может, и к счастью), производство
колясок оказалось невыгодным, и Swallow Sidecar занялись выпуском кузовов для
популярного в то время недорогого автомобиля Austin Seven, а затем и сборкой
автомашин на базе агрегатов Austin.
Продукция молодой компании «Swallow Sidecar» сразу привлекла к себе внимание
как красотой и изяществом, так и сравнительно низкой ценой - хотя автомобиль
Austin с кузовом Swallow стоил несколько дороже оригинального, он оказался
одной из самых дешевых заказных машин. Попутно компания выпускала также кузова
для Fiat 509A, Morris Cowley и Wolsely Hornet.
Летом 1931 года на Лондонском автосалоне появился первый автомобиль компании –
SS I. Точно нельзя сказать, что скрывалось под аббревиатурой SS - по разным
версиям, это Standard Swallow или Swallow Special. Небольшой автомобиль, с
которого началась история Jaguar как автопроизводителя, стал одним из самых
заметных экспонатов выставки. Низкий вытянутый кузов и шестицилиндровый рядный
двигатель придавали SS I вид дорогого спортивного автомобиля, однако его
характеристики не соответствовали облику - машина едва развивала 113 км/ч.
Этого было вполне достаточно для повседневной эксплуатации, но не могло служить
пропуском в класс спортивной элиты.
Между тем, работы по совершенствованию автомобиля продолжались, и в конце 1935
года была создана модель SS100. Она имела защищенные металлической сеткой
радиатор и огромные фары, красивые крылья над спицованными колесами большого
диаметра, кузов с чисто английскими вырезами для локтей (их просто некуда было
бы деть в узком кокпите) и внушительных размеров топливный бак, прикрытый
запасным колесом. Под низким капотом в половину длины машины располагалась
104-сильная рядная верхнеклапанная шестерка объемом 2,5 л.
Индекс указывал на скорость автомобиля, но на самом деле магический для того
времени 100-мильный порог (161 км/ч) сумела преодолеть созданная лишь тремя годами
позже версия с 3,5-литровым мотором.
Модель SS100 серийно выпускалась до 1939 года. Именно на этой модели впервые, с
легкой руки Уильяма Лайонса, помимо буквенно-цифрового индекса, появилась
надпись Jaguar. Этот автомобиль, отличавшийся изысканными линиями кузова,
одержал множество побед на популярных в те годы конкурсах элегантности, а
мощный двигатель, частично синхронизированная коробка передач, подвеска на
полуэллиптических рессорах, барабанные тормоза Girling и удачная развесовка
обеспечивали призовые места в международных ралли и соревнованиях по подъемам
на возвышенность.
Фирменный стиль многих автомобилей в ту пору большей частью определяла носовая
фигура, украшавшая пробку заливной горловины радиатора, как носовые свесы
парусников. Глава отдела рекламы и сбыта фирмы Ранкин набросал эскиз прыгающей
кошки и показал его скульптору Гордону Кросби. Так появилась фигурка ягуара.
Во время Второй мировой войны компания выпускала бомбардировщики и легкие
внедорожники с мотором Ford. После окончания войны Лайонс, предвидя негативную
реакцию на название фирмы, схожее с названием элитарных подразделений Третьего
рейха, заменил аббревиатуру SS на Jaguar Car Limited.
Первым послевоенным спорткаром Jaguar в 1948 году был XK120. Впервые сердцем
Jaguar стал двигатель собственной конструкции, работы над которым начались в
Ковентри еще в годы войны. Проект получил название X. Надо отметить, в серию
пошел только одиннадцатый вариант K. Этот двигатель оказался настолько удачным,
что его устанавливали не только на купе, но и на первый послевоенный седан Mk V
1949 года.
Серийная рядная шестерка с индексом ХК, которая впервые появилась под капотами
новых спортивных родстеров Jaguar ХК120 в 1948 году, имела многие черты,
свойственные современным силовым агрегатам, - алюминиевую головку блока,
гидравлические толкатели в клапанном механизме, расположенные по центру
полусферической камеры сгорания свечи зажигания. А главной технической
изюминкой стали два верхних распредвала - смелое и необычное решение для
моторов тех лет.
При рабочем объеме 3,4 л двигатель развивал 160 л. с. и разгонял родстер до
скорости 192 км/ч (120 миль/ч - отсюда и цифры в названии модели) и покорял
тяговитостью и эластичностью. В различных вариантах он использовался на всех
автомобилях Jaguar - на представительских седанах, спортивных купе и гоночных
болидах - на протяжении 38 лет! Даже после дебюта нового двигателя AJ6 на
спортивных купе Jaguar XJS 1984 года и последующей полной замены старичка ХК на
всех автомобилях Jaguar в течение нескольких лет он еще использовался фирмой на
английских Daimler.
Первоначально XK120 планировался как мелкосерийный автомобиль (около 200 штук),
однако спрос на эту модель превзошел все ожидания, и до 1954 года было выпущено
около 12 тысяч экземпляров.
В 1954 году на смену XK120 пришел XK140, мощность двигателя которого составляла
сначала 190 л.с., а потом и 210 л.с. Спустя всего три года модель заменили еще
более мощной XK150. С 265-сильным мотором она разгонялась до 210 км/ч. Это был
первый в мире серийный автомобиль, получивший дисковые тормоза на всех колесах.
Участвовавший в 1950 году в гонке 24 часа Ле-Мана Jaguar ХК120 долгое время
держался в группе лидеров, но до финиша добраться так и не смог. Лайонс
рассудил, что если серийная машина показала неплохие результаты, то специально
подготовленный автомобиль имеет все шансы на первое место. Так в 1951 году на
трассу вышел XK120C, или C-Type. Форсированный до 210 л.с. за счет увеличения
объема двигатель, три карбюратора Weber вместо двух SU и облегченный кузов с
пространственной рамой из труб позволили одной машине установить рекорд круга,
а другой легко выиграть гонку. Всего на счету C-Type 37 побед в международных
соревнованиях. В 1954 году на смену C-Type пришел Jaguar D-Type, трижды подряд
занимавший первое место в Ле-Мане. Форсированный до 277 л.с. двигатель позволял
D-Type двигаться со скоростью 240 км/ч, а разгон до 100 км/ч составлял 4.7 с.
За возвращение Великобритании былой спортивной славы Уильяму Лайонсу был
пожалован дворянский титул.
Прототипы Е1А 1958 года и Е2А 1960 года положили начало серийному родстеру
Jaguar E-Type, который поразил посетителей Женевского автосалона 1961 года.
Двухместный Е-Type с обтекаемым кузовом на пространственной трубчатой раме,
3.8-литровым двигателем и независимой подвеской всех колес развивал
максимальную скорость 240 км/ч. Эта модель принесла фирме Jaguar всемирную
славу. Всего до 1975 года было выпущено более 75 тысяч E-Type. Получивший при
рождении двигатель объемом 3.8 л мощностью 265 л.с., в процессе эволюции E-Type
приобрел сначала 4.2-литровый, а потом и 5.3-литровый двигатель V12. Конец
истории E-Type в 1975 году положил нефтяной кризис - 12-цилиндровые двигатели
оказались слишком прожорливыми.
К сожалению, спортивной славы своих предшественников E-type не достиг, и в 1966
году был построен спортивный прототип XJ13 со среднерасположенным
двенадцатицилиндровым двигателем и полностью алюминиевым кузовом. Но
максимальной скорости 281 км/ч в то время было уже недостаточно для завоевания
первых мест в международных соревнованиях, и в 1971 году работы по XJ13 были
свернуты.
В 1988 году на Британском автосалоне был представлен полноприводный концепт
Jaguar XJ220 c двигателем V12 объемом 6.2 л, однако работы над этим автомобилем
возобновились только спустя год. Было принято решение о выпуске малой партии
(около 350 штук) XJ220, причем двигатель V12 был заменен на 6-цилиндровый
объемом 3.5 л. Его 540 л.с. приводили только задние колеса и разгоняли XJ220 до
210 миль/час. Всего с 1992 по 1994 год было продано 275 экземпляров XJ220 по
цене 403 тысячи фунтов. А в 1996 году появилась совершенно новая модель XK8,
заменившая изрядно устаревший к тому времени XJ-S.
Кроме спортивных, Jaguar выпускает и шикарные представительские машины, по
роскоши, убранству салона и престижности соперничающие с такими марками, как
Rolls Royce и Bentley. Их история началась в сентябре 1948 года, когда было
объявлено о создании новой послевоенной модели Mk V. Автомобиль предлагался с
кузовами седан и кабриолет и оснащался моторами объемом 2.5 и 3.5 л.
Модель Mk производилась в разных вариантах и сериях. Например, Jaguar Mk II,
выпускавшийся с 1959 по 1969 год, имел в своем арсенале как сравнительно
тихоходный мотор 2.4 л 120 л.с, так и двигатели, позаимствованные у серии XK
мощностью 213 и 223 л.с. Mk II развивал с этими двигателями скорость 195 и 200
км/ч соответственно. Скоростные качества автомобиля были оценены даже
Скотланд-Ярдом, который приобрел себе несколько Mk II с самыми мощными,
3.8-литровыми моторами.
Удивительно, но седаны Mk I и Mk II достигали больших успехов в гонках. На
некоторых из них ездили самые известные гонщики того времени - Майк Хауторн,
Стирлинг Мосс, Грэм Хилл, Рой Сальвадори, Брюс МакЛарен и другие. Jaguar
выигрывал гонки машин класса «Grand Tourismo» в Германии, Австралии, Новой
Зеландии и Тасмании, а также установил международный рекорд дальности в Италии.
В Великобритании машины Mk II поддержали традицию Jaguar ежегодно выигрывать
гонки серийных машин в Сильверстоуне и в 1961 году принесли компании
тринадцатую победу.
Британская автомобильная промышленность, достигнув зрелости в 60-е годы,
постепенно становилась жертвой собственной консервативности. Начались массовые
банкротства компаний. Пытаясь сохранить свои позиции, фирмы стали объединяться.
В 1968 году компания «Jaguar» вошла в состав «British Leyland Motor
Corporation» (BLMC), заняв верхушку модельного ряда: самые дорогие Daimler
(включая единственную модель Limousine, разработанную этой фирмой без помощи
Jaguar), поскромнее – Jaguar. Причем из-за корпоративных интересов руководство
BLMC прекратило производство не менее роскошных автомобилей фирмы Wolseley,
также вошедшей в корпорацию. В это время группой Daimler/Jaguar руководил Джон
Эган. Он-то в 1984 году, в разгар кризиса автомобилестроения Великобритании, и
подписал решение выйти из BLMC, справедливо полагая, что если начнут экономить,
в первую очередь сокращению подвергнутся наиболее затратные подразделения.
В течение пяти лет Daimler/Jaguar еще гулял сам по себе. Благо, было в запасе
несколько неплохих моделей. Например, седан XJ6, выпускавшийся с 1968 года с
6-цилиндровым, а позднее - 12-цилиндровым двигателем. Или XJ-S (1975),
скоростное купе с V12. Этот двигатель был примечателен необычно высокой
степенью сжатия 12,5:1, достигнутой благодаря патентованной камере сгорания
May-Fireball. На модели XJ-S применялась оригинальная независимая задняя
подвеска, роль верхнего поперечного рычага в которой играла полуось. А
тормозные механизмы (до 1994 года) были вынесены к главной передаче. Модель
выпускалась мелкими партиями в различных модификациях вплоть до 1996 года,
получив со временем 3.2-литровый 6-цилиндровый двигатель мощностью 333 л.с.
Но, несмотря на все технические и эстетические изыски, в 1989 году компания
утратила независимость и вошла в состав империи Форда.
Новые хозяева не стали радикально менять модельный ряд, а пошли по пути
модернизации уже существующих машин. Прошло семь лет, и только в 1996 году в
арсенале Jaguar появился новый спортивный седан S-Тype. Сегодня покупателям
предлагается гамма из четырех семейств – XK8/XKR, X-Type, S-Type и XJ.
Готовится к выпуску новая серия – F-Type.
Недавно на очередном автосалоне был представлен футуристический концепт-кар -
R-Coupe.
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.