Автомобили Rover. История создания марки
Как многие автомобильные фирмы, компания Rover, основанная в
1887 году Джоном Кемпом Старли и Уильямом Саттоном, начинала с велосипедного
производства. Первый автомобиль появился в 1889 году и представлял собой
простой экипаж с восьмисильным двигателем. За счет ряда удачных технических
решений фирма вышла на рынок автомобилей среднего класса, выпуская
привлекательные и усовершенствованные модели, подобные седану Rover Twelve
(1911 год). Имея двигатель мощностью 28 л.с., автомобиль развивал скорость до
80 км/ч.
В 1918 году компания представила модель Rover 14. Далее норвежский конструктор
Питер Поппе разрабатывает новинку – Rover 14/45, с революционным верхневальным
мотором с полусферической камерой сгорания, но в 1925 году эта модель была
замена новой с индексом 16/50, на которую ставился обновленный мотор с
увеличенным до 2.4 литров объемом. В 1928 году не очень удачная модель 9/20
также была обновлена и вкупе с более мощным двигателем получила новое название:
Rover Ten.
В том же 1928 году миру явилась легендарная модель Rover 16hp Light Six,
оснащенная новым 6-цилиндровым двигателем, разработанным все тем Питером Поппе.
На этот раз двигатель однозначно удался, и именно этой машине удалось опередить
Голубой Экспресс - легендарный скоростной поезд, курсировавший в те времена
через всю Францию: от Лазурного Берега до Ла-Манша. Rover наслаждался славой!
В 30-е годы фирма на некоторое время пыталась выйти на рынок автомобилей высшей
группы среднего класса. В 1932 дебютировал скоростной Rover 14 Speed,
развивающий почти 130 км./ч. Эта стильная модель с мягким кожаным салоном,
вставками из полированного шпона и богатой декоративной отделкой заложила
основу репутации компании как производителя быстрых и элегантных машин с
роскошным интерьером. В 1934 году модельный ряд был обновлен. Модели 10, 12 и
14 получили обновленные двигатели (1.4, 1.5 и 1.6 литра соответственно) и новый
дизайн, выполненный в едином стиле, войдя в таком варианте в историю как серия
P1.
Начиная с 1939 года, производственные мощности компании были переориентированы
на военные нужды. Во время Второй Мировой Войны компания поставляла двигатели,
алюминиевые крылья для авиации и силовые установки для английской армии, а
также отличилась поставками авиационных реактивных турбин для британских
истребителей Gloster.
После войны Rover запускает в производство модель P2, разработанную еще в
начале 40-х годов. Чтобы выжить в критический послевоенный период, пришлось
впервые в истории компании выпустить леворульный P2. В итоге в 1946 году почти
50% всех произведенных автомобилей ушло на экспорт, а в следующем - доля
экспорта возросла до 75%.
К концу 40-х Rover сделал ставку на автомобили высшего среднего класса. Новая
модель P3 получила, наконец-то, полностью металлический кузов и независимую
переднюю подвеску, а также гидромеханический привод тормозов, пока, правда,
только передних. Дебютировавший на P3 передовой двигатель был как раз таким,
который был нужен в те времена. Выпускались две модификации, которые теперь
назывались по мощности двигателя: это были Rover 60 и Rover 75 мощностью 60 и
75 л.с., соответственно. Модель P3, будучи, по сути, переходной выпускалась
вплоть до конца 1949 года, пока не стало ясно, что автомобиль явно устарел.
В 1949 году в Европе Rover оказался лидером в области автомобильного дизайна.
Этому способствовал вышедший Rover P4, облик которого разработал дизайнер Морис
Вилкс. 75-сильная версия Rover 75 - шла с известным по предыдущей модели
6-цилиндровым двигателем. В 1950 гидромеханический привод тормозов,
унаследованный от P3, уступил место полностью гидравлической тормозной системе.
В 1953 году появились модификации P4 60 c 4-цилиндровым и P4 90 с 6-цилиндровым
двигателями, а к 1955 году подвергли изменениям и внешность машины. В 1956 году
появился усилитель тормозов и новая, еще более мощная версия P4 105, которая
предлагалась как с обычной механической КПП (P4 105S), так и с оригинальной
АКПП Roverdrive (P4 105R), став первой в истории фирмы моделью с автоматической
коробкой. Rover P4 выпускался до 1964 года, заслужив за 15 лет производства
славу очень тихой, технически совершенной, стильной и надежной модели.
Когда в 1958 году появился Rover P5, всем было понятно, что это ответ фирме
Jaguar, с ее успешным Mk VIII. Автором дизайна P5 стал Дэвид Бач и, надо отдать
ему должное, автомобиль выглядел очень стильно. Стихией роскошного P5 были
длительные поездки на высокой скорости без потери комфорта. В 1962 году дебютировала
версия P5 Coupe. В 1963 мощность мотора возрастает уже до 134 л.с, а в 1966
году модель в очередной раз обновили. Когда же в 1968 появился P5 с
лицензионным мотором Buick V8, все были по-настоящему шокированы. Этот мотор
решил все малейшие проблемы с динамикой! Модификация P5B (B - от Buick) со
160-сильным монстром под капотом легко демонстрировала свою потрясающе стильную
корму любому из тогдашних Jaguar. В целом модель оказалась настолько успешной,
что ее выпуск прекратили лишь в 1973 году, успев произвести почти 70000 машин.
Еще одним доказательством высочайшего уровня автомобиля служит тот факт, что
модель активно использовалась самими Королевой.
Новый Rover P6 был представлен публике в 1963 году. Удачное сочетание
продуманной конструкции и высокого качества сборки сделало эту модель образцом
компактного автомобиля представительского класса. Публика и пресса были в
восторге от машины, и уже в год своего дебюта автомобиль завоевывает первое
место на впервые состоявшемся конкурсе «Автомобиль Года». Внешне Rover P6 3500S
(так обозначили версию с мотором V8, который решили установить на P6 в 1971
году) отличали тормозные диски увеличенного диаметра и более широкая резина.
В 1966 Rover слился с компанией Leyland. Образовавшаяся фирма вскоре стала
государственным предприятием British Leyland.
Rover SD1, заменивший на конвейере сразу две модели (Rover P5 и Rover P6), с
дизайном, навеянным агрессивным обликом Ferrari Daytona, предстал публике в
1976 году в виде непривычного хэтчбека с 155-сильным 3.5-литровым V8 под
капотом. Смелый дизайн, стильный современный салон и отличное поведение на
дороге позволили новинке выиграть в 1977 году титул «Автомобиля года» в Европе.
В том же году появились версии SD1 с двумя 6-цилиндровыми моторами, объемом 2.4
или 2.6 литра.
Для Rover Алек Иссигонис в годы экономического кризиса 70-х разработал свой
Mini, который выпускался до 2000 г.
Изменившийся в 1983 году технический регламент британского кузовного чемпионата
вынудил спортивное подразделение Rover подготовить новую версию машины, которая
оказалась невероятно быстрой, одержав уже в первый год несколько побед, а
чемпионат 1984 года новый Rover выиграл в одни ворота. Также уверенно Rover
победил в немецком чемпионате DTM 1986 года, разгромив BMW и Mercedes на их собственном
поле. Для того, чтобы новый болид прошел омологацию, компании пришлось
выпустить заряженную модификацию Rover SD1 Vitesse. Машина стала менее
комфортной, но отличалась превосходным поведением на дороге, и катапультировала
ездоков до 100 км/ч за 7,5 секунд!
В 1984 году появился первый плод сотрудничества с компанией Honda - компактный
переднеприводной Rover 200, являвший собой перелицованную модель Honda Civic.
Программа сотрудничества предполагала также и совместную разработку привычного
для Rover большего седана, и им стал выпущенный в 1986 году Rover 800,
оснащавшийся как 2,0 литровым мотором Rover, так и V6 производства Honda. В
1989 году Rover 200 был обновлен, а также начался выпуск Rover 400, являющегося
развитием 200-й серии.
К 80-м годам относится также создание другой довольно известной модели:
удивительной Rover Metro 6R4, полноприводной, с V-образной «шестеркой»,
установленной посередине. В 1986 на автомобильной выставке в Турине была
представлена версия с турбодвигателем объемом 2,4 литра.
В 1992 году стартовало 2-е поколение Rover 800, двумя годами позже появилась
версия Coupe.
Представленный в 1993 году Rover 600 заполнил пустующую нишу между Rover 400 и
Rover 800.
Попав в 1994 году под контроль BMW, Rover полностью обновил модельный ряд: были
выпущены новые модели 200-й и 400-й серии, а флагман компании получил в 1996
году взамен не соответствующего имиджу высокооборотного хондовского V6,
тяговитый 2.5-литровый мотор K-серии.
В конце 1998 появился Rover 75.
В начале XXI века (в 2000 – 2005 годах) дела у Rover не складывались, BMW
отказалась от него, а затем Rover и вовсе прекратил работу. Сейчас гордость
Великобритании – марка Rover - находится в собственности китайской компании
SAIC.