Если Вам наш сайт был полезен, Вы можете нас отблагодарить - разместив наш баннер у себя на сайте
загрузка...
Контраварийная подготовка водителей
(Упражнение 9) Критический занос -
выравнивание
Упражнение
имитирует действия водителя в ситуации критического заноса, возникающего при
позднем реагировании водителя на потерю поперечной устойчивости, резком
торможении на повороте. Позволяет прогнозировать начало потери управляемости,
определить собственные возможности. Для повышения "чувства"
автомобиля и контакта с ним требуется легкая одежда.
Угол заноса - критический (поворот рулевого колеса до упора). Руление
начинается с опережением Скорость автомобиля снижается из-за торможения боковым
скольжением.
Внимание! Возможны вращение и остановка автомобиля на трассе. Групповое
выполнение упражнения требует особой осторожности, так как при нечеткой его
организации возникает опасность столкновения автомобилей
Задачи
1. Совершенствование навыка управления автомобилем в заносе.
2. Обострение и закрепление "чувства" критического угла заноса.
3. Изучение приемов стабилизации автомобиля при критическом заносе.
Содержание
Водитель, выполнив разгон до II передачи, "срывает" автомобиль в
занос дросселированием на критический угол, превышение которого вызовет
разворот автомобиля вокруг вертикальной оси. Затем с помощью руления и
дросселирования он выравнивает автомобиль и тотчас резким дросселированием
вызывает занос в противоположную сторону. Вся структура действий аналогична
упр. 8, но имеет большую амплитуду.
Дозировки: первые 30-50 повторений для начального формирования навыка;
последующие 100-120 повторений для автоматизации действий и формирования
"чувства" критического заноса; заключительные 50-60 повторений в
скоростном режиме для подготовки к реальным условиям критических ДТС.
Методические указания
Упражнение выполняется поточно в три этапа. На первом этапе автомобили движутся
на II передаче со скоростью 25-30 км/ч и дистанцией 30-40 м. На втором этапе
скорость увеличивается до 40-50 км/ч, а дистанция до 60 м. На третьем этапе
автомобили движутся на III передаче со скоростью 60-70 км/ч.
Хотя структура действий водителя аналогична предыдущей (см. упр. 8), имеется
ряд особенностей, существенно усложняющих выполнение. Теоретически критический
занос соответствует максимальной амплитуде руления, т.е. в заключительной фазе
заноса передние колеса должны быть повернуты до упора. Практически критический
угол заноса соответствует профессиональной подготовленности водителя и
предшествует вращению автомобиля, т.е. потере автомобилем поперечной
устойчивости. Этот угол нестабилен для этапов обучения и должен увеличиваться
по мере освоения упражнения.
Критический занос можно рассматривать как один из эффективных способов
экстренного и аварийного торможений. Поэтому автомобиль на трассе значительно
снижает скорость, что вызывает необходимость дополнительного разгона. Величина
и продолжительность дросселирования позволяют регулировать амплитуду заноса.
Для стабилизации автомобиля необходимо опережение в действиях водителя.
Способность к опережению вырабатывается длительно и предполагает, кроме
высокоразвитого чувства заноса, прогнозирование ситуации.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
угол заноса не доходит до критического;
скорость движения мала;
излишнее дросселирование или контрсмещение, приводящее к развороту автомобиля
вокруг вертикальной оси;
передерживание рулевого колеса в фазе компенсации и "перебрасывание"
автомобиля в противоположную сторону ("динамический хлыст");
использование тормозов;
потеря скорости движения в момент выравнивания (долгое и полное закрытие
дросселя).
Организационные указания
Упражнение выполняется поточно, но так как для его выполнения требуется большая
ширина проезжей части, то не всегда возможно его выполнение в обе стороны.
Поэтому в целях безопасности все водители проезжают сначала в один конец
площадки, и после завершения упражнения первый участник начинает выполнение
упражнения в обратную сторону. При этом должна быть выделена зона безопасности,
перед которой необходимо прекращать выполнение упражнения, чтобы не совершить
столкновения с автомобилями водителей, уже прошедших дистанцию.
Если размеры площадки позволяют организовать возвращение автомобилей на
исходную позицию в колонну по одному, то упражнение выполняется все время в
одну сторону, на исходное положение водители возвращаются последовательно. При
достаточной ширине зоны возврата для увеличения плотности занятия можно
проводить упражнение в обе стороны. Мерами безопасности являются строгое
соблюдение дистанции и очередности, обязательное подчинение всем указаниям
преподавателя и выполнение правил объезда участника, допустившего ошибку (разворот,
остановку и т.д.).
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.