Если Вам наш сайт был полезен, Вы можете нас отблагодарить - разместив наш баннер у себя на сайте
загрузка...
Контраварийная подготовка водителей
(Упражнение 12)
"Эллипс" - управление в заносе на дуге поворота
Упражнение
имитирует действия водителя в типичной критической ситуации - потеря
устойчивости и управляемости в повороте на скользкой дороге. Оно позволяет
изучить прием экстренного торможения - боковое соскальзывание, использовать
мощность двигателя для преодоления центробежной силы, сохранить управляемость
при низком коэффициенте сцепления. Упражнение позволяет также перейти от
рефлекторной реакции на занос к сознательным опережающим действиям, связанным с
объективным прогнозированием реальной дорожной обстановки.
Задачи
1. Изучение приемов стабилизации автомобиля в заносе.
2. Использование мощности двигателя для противодействия центробежной силе на
повороте.
3. Формирование "чувства заноса".
Содержание
Водитель, двигаясь по прямой с внешней стороны размеченной фигуры, перед
началом поворота (незначительно - на угол до 30°) поворачивает рулевое колесо в
сторону, противоположную предстоящему повороту, вызывая тем самым отклонение
автомобиля от прямолинейной траектории движения к наружной стороне поворота.
Затем без задержки рулевого колеса в этом положении, плавно, с некоторым
ускорением, поворачивает его в сторону поворота и производит резкое переменное
дросселирование, вызывая занос задней оси автомобиля.
Началу заноса автомобиля соответствуют компенсаторные действия водителя
(компенсаторное руление и уменьшение дросселирования). Водитель не стремится
прекратить занос. Он доводит его до оптимального, соответствующего центробежной
силе, действующей на автомобиль на повороте заданной крутизны. Завершив
движение в повороте, водитель выравнивает автомобиль, а затем повторяет
аналогичную структуру действий в следующем повороте.
Дозировка: 50-80 поворотов в одну и другую сторону, 25% повторений - на
разметке с увеличенными радиусами.
Методические указания
Контрсмещение рулевого колеса облегчает преднамеренный перевод автомобиля в
занос, хотя водитель может использовать лишь способ резкого дросселирования
(см. упр. 1 и 2).
Поворот рулевого колеса после контрсмещения вызывает загрузку наружных колес
автомобиля. Резкое дросселирование и пробуксовка колес в этой фазе лишают
автомобиль устойчивой опоры и переводят его во вращение.
Порядок действий:
1 - подход к повороту, торможение ступенчатое; 2 - переход в занос резким
дозированным дросселированием и компенсаторным рулением; 3 - стабилизация
автомобиля в дозированном произвольном заносе переменным дросселированием,
коррегирующим рулением; 4 - выравнивание автомобиля, разгон Наибольшую
сложность для многих водителей представляет сам переход от устойчивого
положения автомобиля к неустойчивому (например заносу, вращению, скольжению).
Упражнение позволяет многократно моделировать эту ситуацию
Особенностью упражнения является перевод автомобиля в занос до начала поворота.
Благодаря поступательной скорости возникают снос всех колес, скольжение
автомобиля и переориентация для дальнейшего управляемого движения в повороте.
Уже в начале дуги автомобиль оказывается развернутым к центру, что позволяет
использовать мощность двигателя для противодействия центробежной силе.
Для опережающей стабилизации (сохранения постоянного угла заноса на дуге
поворота) необходима непрерывная работа рулевым колесом и дросселем. Завершив
поворот, водитель прекращает занос, выравнивает автомобиль и начинает ускорение
на прямолинейном участке.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
неэффективное контрсмещение;
пауза между контрсмещением и поворотом;
поздний вход в поворот. Маневр начат на дуге поворота;
недостаточный или избыточный угол заноса при входе в поворот;
задержка в рулении и дросселировании в повороте;
непроизвольное выравнивание автомобиля;
непроизвольное увеличение или уменьшение угла заноса вследствие ошибок в
дросселировании.
Организационные указания
1. Упражнение могут одновременно выполнять 2 водителя на одной размеченной
фигуре.
2. В зависимости от коэффициента сцепления шин с дорогой длина прямолинейного
участка может быть увеличена.
3.При начальном обучении можно использовать дополнительную разметку для
обозначения начала контрсмещения.
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.