Многие из нас слышали о таком понятии, как
"чувство автомобиля", но не многие (даже автоспортсмены) могут
доступно объяснить, что это такое?! Важно сначала разобраться, а потом понять,
что это за явление, - именно для того, чтобы проанализировать свой навык
управления. Понять - где он недостаточен, для того, чтобы быстро восполнить
этот пробел.
Итак, "чувство автомобиля" основывается на простых понятиях:
ПЕРВОЕ - Зрительное восприятие водителя! То, как и куда мы смотрим, сидя за
рулем. Вспомните случай, когда вам приходилось двигаться на большой скорости и
маленькой дистанции от впереди идущей машины? На чем вы концентрировали свой
взгляд, боясь столкновения с автомобилем впереди? Если вы смотрели на фонари
стоп-сигналов, то, в случае резкого торможения впереди идущего автомобиля, вы
вряд ли смогли бы вовремя затормозить, - не из-за плохой реакции, а из-за
потерянного времени, когда реакция уже не спасает (водитель нажал тормоз -
загорелся стоп-сигнал, водитель сзади увидел: мозг дал команду тормозить - нога
нажала педаль тормоза). Как себя обезопасить, если вы попали в такую ситуацию?
Выход один - спрогнозировать действия впереди идущей машины. Это можно сделать,
если вы будете смотреть как можно дальше, насколько это возможно: через крышу,
стекла, вправо и влево, пытаясь оценить дорожную обстановку как можно дальше.
Впереди идущий автомобиль контролируется периферийным (боковым) зрением.
Вывод: чем выше скорость движения вашего автомобиля, тем дальше вы смотрите,
оценивая ситуацию. То, что в это время находится ближе к вам, контролируете
периферийным зрением. Следующее: чем больше дистанция до впереди идущего, тем
легче видеть и оценивать ситуацию как впереди, так и сбоку. В любом случае,
возможности вашего периферийного зрения нужно повышать!
Упражнение 1. Двигаясь на автомобиле по прямой на безопасной скорости, вы
поворачиваете голову направо (не глаза, а голову), и через правое стекло
передней двери вы концентрируете свой взгляд на любой детали пейзажа. Любой!
Как только сконцентрировали - увидели что-то четко (столб,куст, кирпич в здании
и т.п.), сразу поворачиваете голову налево и делаете то же самое. Двигаетесь по
прямой, поворачивая голову направо и налево, не останавливая ее в положении
прямо!
Упражнение 2. Двигаясь на автомобиле по прямой на низкой скорости, вы, держа
голову прямо и не поворачивая глаз, пытаетесь увидеть что-то справа.
Естественно, это что-то или кого-то в очертаниях, а не в деталях. После того,
как вы увидели и определили для себя (как можно точнее в деталях) что-то,
кого-то справа, быстро поворачивайте голову в эту же сторону, бросаете взгляд
на этот объект и, убеждаясь в правильности своей оценки, опять поворачиваете
голову прямо.
Эти два упражнения расширят возможности вашего периферийного зрения во время
движения.
ВТОРОЕ - слуховое восприятие или то, что мы слышим, управляя автомобилем. Кроме
звуков, исходящих от вашей машины, вы должны слышать и внешние звуки за ее
пределами.
Упражнение 1. Просто, двигаясь на автомобиле, начинаете считать все источники
звуков в нем, обнаруживая все новые и новые (мотор, магнитола, шины, подвески и
т.п.).
Упражнение 2. Просто, двигаясь на автомобиле, начинаете считать все источники
звуков вне автомобиля, обнаруживая все новые и новые (крик пешехода, звуковой
сигнал другого автомобиля, шум самолета и т.п.). Проделав такие упражнения, вы
определите важные звуки, которые помогают контролировать наше движение в
целом.
ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЕРТОЕ - мышечные ощущения и работа вестибулярного аппарата. Только
правильная посадка в автомобиле позволит максимально чувствовать и ощущать
руками, ногами, телом и оценивать головой все явления, связанные с движением
автомобиля. Управление автомобилем, в первую очередь - эмоциональный процесс,
процесс ощущений и только потом - физический. Как достаточно быстро повысить
качество ощущений? Необходимо в любом из упражнений, связанных с выполнением
того или иного приема, обращать больше внимания на ощущения рук, ног или тела, а
потом уже на само действие рукой, ногой или телом. На практике же это будет
происходить одновременно. Все рефлекторные действия, движения берут начало
именно на стадии, когда вы начинаете разбираться в ощущениях.
ПЯТОЕ - обоняние или запахи, которые мы улавливаем. В этом случае, в большей
степени важны запахи, излучаемые вашим автомобилем, а точнее те, которые
предупредят о возможной неисправности или опасности. На самом деле, их не так
много, как кажется - бензина, сцепления, проводки, тосола, системы выхлопа,
покрышек, колодок и еще кое-какие. Упражнений по тренировке обоняния нет,
поэтому научиться в них разбираться можно одним способом. Как только вы уловили
незнакомый запах - установите его источник либо сами, либо
проконсультировавшись у специалистов. В следующий раз при его повторении, вы
точно будете знать, что это такое!
Все вышеперечисленное и составляет или формирует так называемое "чувство
автомобиля" - когда мы все видим, слышим, ощущаем, оцениваем и
обоняем!
Конечно, сложно стать грамотным водителем, основываясь только на теоретических
знаниях, ведь очень важен именно практический опыт вождения. Только так,
постоянно практикуясь, можно достичь высокого мастерства в управлении
автомобилем. Но для этого необходимо целенаправленно развивать в себе нужные
навыки и умения, как раз с помощью тех упражнений, о которых говорилось
выше.
Так что, дорогие автолюбительницы не ленитесь, учитесь и совершенствуйтесь, и
со временем вы сможете чувствовать себя уверенно в любой дорожной ситуации,
вызывая уважение и, может быть, даже восхищение других водителей на дороге.
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.