Воздушный фильтр нулевого сопротивления: Назначение, тестирование, обслуживание и приемущества фильтра.
размер файла -
13.04.2010, 17:55
Воздушный фильтр нулевого сопротивления: Назначение, тестирование,
обслуживание и приемущества фильтра.
Тюнинг — движение массовое, и не только в России. Машины раскрашивают, на них
устанавливают обвесы и колеса умопомрачительной размерности, кардинально меняют
дизайн салона. Но самое «вкусное» у тюнингованной машины находится под капотом:
настроенный двигатель с доработанной системой впуска и выпуска,
перепрограммированным впрыском, который выдает гораздо большую мощность, чем
его серийные собратья. Возросшая мощность требует большего количества воздуха,
и, чтобы двигатель «дышал полной грудью», в 99 случаях из 100 под капотом вы
увидите воздушный фильтр нулевого сопротивления.
Воздушные фильтры нулевого сопротивления — одна из деталей,
которые дополнят грамотный тюнинг автомобиля. Фильтры эти доступны, просто
монтируются, их вариантов не счесть, да и вид красивый (для большинства это
тоже важно!). Нужен ли все-таки "нулевик” и какой лучше приобрести?
Большинство владельцев машин с такими фильтрами с пеной у рта будут доказывать
пользу этой детали и рассказывать, что до ее установки машина "не ехала”,
"лошаденок” было мало, да и те полудохлые, а после "та-а-ак поперла”! Другие
руководствуются умозрительными выкладками и формулами из школьного (и не
только) курса физики, считая, что от "нулевика” не может быть никакой пользы,
кроме вреда. Третьи же не знают, что и думать. А как на самом деле?
Назначение фильтра нулевого сопротивления
Если упрощенно, главная функция стандартного воздушного фильтра — очистка воздуха.
И, как следствие, защита от попадания частиц пыли в ЦПГ (цилиндро-поршневую
группу) двигателя. Но, получая эффективную фильтрацию воздуха, мы теряем в
мощности двигателя. Обычные бумажные элементы оказывают большое сопротивление
воздушному потоку, потому что материал фильтра очень плотен. Чем больше
сопротивление — тем больше потеря мощности. Особенно это заметно, когда фильтр
«забивается». Конструкция фильтров нулевого сопротивления позволяет максимально
снизить сопротивление на впуске без снижения фильтрующей способности и
увеличить мощность двигателя. Так, чтобы добавить «несколько лошадей» мотору
спортивной гоночной машины, фильтр нулевого сопротивления устанавливают
обязательно.
Тестирование фильтров пониженного сопротивления
Не так давно в Тольятти протестировали несколько фильтров пониженного
сопротивления. Тестирование проводилось на стенде Bosch. Для чистоты
эксперимента и объективности ради на каждом фильтре делали по два замера. За
эталон приняли номинальную мощность автомобиля ВАЗ-21103 с 16-клапанным
двигателем объемом 1500 куб. см. Все фильтры ставили под капот именно этого
автомобиля. Комплектация машины была стандартной, пробег — небольшим. С
заводским фильтром сделали четыре замера. Средний результат — 71,6 кВт (или
94,11 л. с.) при 5300 об/мин. Эта цифра удивила всех. Ожидали получить максимум
92 "лошади”. Но цель тестирования — проследить изменение мощности в зависимости
от установленного фильтра.
Результаты, которые показали другие фильтры, были близки к ожидаемым. В
большинстве случаев фильтры пониженного сопротивления дают прирост мощности,
но... около 6—9%. Большая прибавка оборачивается потерей мощности на "низах” и
провалом в зоне около 5000 об/мин. Человек физически не может почувствовать
разницу в мощности двигателя менее 5 л. с., а динамические характеристики с
"нулевым” фильтром и без такового различаются совсем уж неуловимо. Так что
потешить самолюбие могут скорее цифры на бумаге, чем реальность.
Не стоит забывать, что жидкость для очистки фильтра не входит в комплект. С приобретением
"спортивного” фильтра автолюбитель обязан регулярно (скажем, через 5000 км)
промывать и пропитывать рабочий элемент специальным раствором, который тоже
денег стоит. Причем обрабатывать нужно выдерживая определенную технологию, что
трудно сравнить с простотой общеизвестной операции "снял—поставил”. Забывать о
периодическом обслуживании фильтра нельзя, иначе машина станет "тупой” и
"прожорливой”.
Обслуживание фильтра нулевого сопротивления
Фильтр снимают, с помощью щетки с мягким ворсом осторожно очищают поверхность
фильтрующего элемента от крупных частиц грязи. Потом на фильтрующий элемент с
обеих сторон наносится средство для очистки Universal Cleaner. Через 10 минут,
когда состав пропитает фильтрующий элемент полностью, фильтр промывают в емкости
с водой, а затем под слабой струей проточной воды. Сушить его не надо, а нужно
несколько раз встряхнуть, чтобы убрать остатки воды. Использовать для просушки
нагревательные элементы не рекомендуется — тем более что это может привести к
повреждению фильтрующего элемента. При необходимости (если остались светлые
пятна на внешней и внутренней поверхностях фильтра) пропитку можно повторить.
Затем фильтр устанавливается на место. В жестких условиях эксплуатации (сильная
запыленность, горные дороги) рекомендуем производить повторную пропитку фильтра
маслом через каждые 5 тыс. км, а в нормальных условиях — через 10 тыс. км.
Фильтр рассчитан на 20 промывок. После этого рекомендуется замена на новый.
Увеличение количества поступаемого воздуха с помощью фильтра нулевого
сопротивления позволяет двигателю получить больше кислорода — основного
компонента, необходимого для сгорания топлива, а значит, и реально увеличить
мощность. Однако это не значит, что при установке такого фильтра на двигатель с
небольшим объемом вы получите ощутимую прибавку в мощности. Но на двигателе,
например, 3,5 литра V6, вы сможете использовать преимущества нулевого фильтра
полностью.
Преимущества фильтра нулевого сопротивления
Во-первых, повышение мощности без снижения чистоты воздуха. Фильтр имеет более
сложную конфигурацию, обеспечивающую низкое сопротивление, но в то же время
эффективную фильтрацию, оберегающую систему впуска от засора, а поршневую
систему от износа. Во-вторых, вы избавляетесь от необходимости замены фильтра
через каждые 15 тыс. км. Фильтр легко промывается специальным составом, после
чего восстанавливает свои первоначальные свойства. В-третьих, после установки
такого фильтра под капотом появится чуть больше уникального индукционного шума
и несколько дополнительных «лошадей» (до пяти для инжекторных ВАЗов), а также
прибавится крутящий момент при средних и низких оборотах. Для получения
реальной прибавки по мощности и крутящему моменту необходимо демонтировать
стандартный корпус воздушного фильтра в сборе с фильтрующим элементом-вкладышем
и поставить на датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) либо на патрубок, идущий
к нему, конусный фильтр нулевого сопротивления, который подбирается по диаметру
посадочного места.
Заключение
Заблуждается тот, кто считает, что, если снять фильтр и его корпус вовсе,
мощность мотора возрастет, причем значительно. Это не так. И всевозможные
замеры это подтверждают. Дело в том, что инженеры рассчитывают фазы
газораспределения с учетом потерь на фильтр. И с практической точки зрения
двигатель, в который попадает пыль (абразив), долго не протянет. Преграда в
виде воздушного фильтра просто необходима. Но чудес не бывает. Снизить
сопротивление потоку можно только за счет увеличения проходных отверстий, то
есть немного ухудшить качество фильтрации. Исходя из сказанного, помните: если
ваш автомобиль не обладает спортивным движком, нецелесообразно тратить
1500—2000 рублей на "нулевик”. Лишние три "мустанга” все равно не помогут.
"Нулевик” — привилегия гонщиков!
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.