Мы говорили о том,
как
предотвратить аварийную ситуацию. Но нередко дорога, машина или другой
водитель
преподносят самые неприятные сюрпризы. Как быть, если авария неизбежна? В
этом
случае надо поставить перед собой единственную цель: спасти себя и
пассажиров.
Рассмотрим несколько
вариантов
ударов при столкновений.
Из-за
малой зоны деформации боковые удары
являются самыми травмоопасными, так как ремни безопасности, в основном,
рассчитаны на удержание человека от перемещения вперед и вверх. Но если у
сиденья развита боковая поддержка, а ремни правильно, плотно подогнаны,
слабым
местом является движение тела вовнутрь салона. Практически все легковые
автомобили производства СССР и существующих ныне заводов стран СНГ не
имеют
достаточного запаса прочности кузова при боковом ударе...
Стекла —
важнейший элемент безопасности
движения. При повышении качества стекла, совершенствовании технологии
его
изготовления улучшаются его оптические свойства. Однако как бы ни было
совершенно стекло, прозрачность, а значит, и видимость зависят прежде
всего от
его состояния. Самое высококачественное стекло можно погубить, не зная,
как с ним
обращаться. Давно известно, что чем сложнее и дороже предмет, тем
большего
внимания он требует. Лобовое стекло автомобилей сложно по конструкции и
абсолютно не защищено от воздействия окружающей среды. Грязь, остатки
масел,
жиров, смол, частицы силиконовых и восковых продуктов, насекомых,
различные
пары и газы — все это попадает на поверхность стекол и оставляет там
следы. Они
доставляют водителю немало хлопот и особенно видны ночью при движении
автомобиля. Чтобы отмыть стекла от разнообразных источников
загрязнений, моющие средства должны обладать поистине
универсальными свойствами. Они должны полностью отмывать стекла, не
нарушая
блеска и оптических свойств, и не должны взаимодействовать с металлом,
лакокрасочными материалами и резиной. Тем из автолюбителей, кто понимает
толк в
высококачественном стекле, настоятельно советуем всегда иметь в
автомобиле
«Автоочиститель стекол».
Удержаться за рулем
при
столкновении можно лишь на «черепашьей» скорости 5 км/ч. Но ведь ездим мы в
городе
гораздо быстрее. На скорости 60
км/ч
человек, вес которого составляет 75
кг,
при столкновении подвергается нагрузке в 3 т. Если столкновение
произошло за
городом при скорости 80 км/ч,
то сила инерции, воздействующая на человека, достигает 9 т. Это верная
смерть,
как, впрочем, и при скорости 60
км/ч.
Но только в случае, если водитель или пассажир не пристегнулся ремнем
безопасности.
Статистика
бесстрастна. Отмечено, что в Швеции
за год в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 620—640 человек
(население
страны составляет 8,3 млн. человек). В Литве столько же людей гибнет не
за год,
а за 9 месяцев (население Литвы 4 млн. человек). На 1 млн. жителей в
Швеции
приходится 76 погибших в ДТП, а в Литве —235.
Почти все аварии на поворотах
случаются не только по неопытности водителя, хотя и это часто чревато
печальными последствиями. Существуют и объективные причины, которые
приводят к
трагическому исходу. К сожалению, подавляющее большинство автолюбителей,
а
иногда и профессионалов никогда не обращает на них должного внимания.
Речь идет
о правильной посадке водителя.
Многие водители серьезно страдают
из-за неправильной посадки. При этом они обычно ищут причины аварии в
чем-то
более существенном — в плохом состоянии дороги, неправильном поведении
другого
водителя, в слабой видимости, негодном техническом состоянии автомобиля и
т.д.
Однако «беспечная» посадка лишает водителей нескольких десятых долей
секунды,
которых затем не хватает в экстремальной ситуации.
Теперь несколько
советов, которые
будут полезны начинающим (возможно, и опытным) водителям, собравшимся в
дальнюю
дорогу.
Первый совет —
учитывайте
грузоподъемность вашего автомобиля. Освежите в памяти содержание раздела
24
Правил дорожного движения, где, в частности, сказано, что масса
перевозимого
груза не должна превышать величин, установленных
предприятием-изготовителем для
данного транспортного средства. Так, если у вас FLAT, допустимая
нагрузка
составляет 320 кг.
Если вы везете четырех взрослых людей, автомобиль уже перегружен ровно
настолько, насколько масса каждого из них превышает 80 кг. Стройные девушки могут
взять с
собой сумочку, а солидные мужчины не должны иметь даже пачки сигарет.
Известно, что девять десятых
информации, необходимой для безопасного движения, водитель получает с
помощью
зрения. Вот почему хорошая видимость, обзор — важнейшее условие
безаварийной
езды. Вспомните, как вы чувствуете себя, попав из освещенного помещения в
темноту. Необходимо какое-то время, чтобы глаза адаптировались к новым
условиям. Так и внезапное включение фар идущего навстречу автомобиля
делает
водителя практически слепым. Этих нескольких секунд порой достаточно,
чтобы
совершить наезд. Даже при легком ослеплении период адаптации длится
около 10 с,
а за это время практически неуправляемый автомобиль на скорости 60 км/ч
пройдет
путь, равный 170 м...
Дорога зимой весьма
коварна. Снег
едва запорошил ее. При потеплении светлые участки обледенелой дороги
надежнее.
Подморозило — более надежными будут участки, лишенные снега. Особенно
опасно на
мостах, перекрестках, крутых подъемах, т. е. в местах, где образуется
наледь. У
перекрестков и пешеходных переходов обязательно вспомните, что
недисциплинированный пешеход представляет собой основную опасность.
Большие неприятности
таят в себе
остановки автобусов и троллейбусов. От частого торможения здесь
образуется
настоящий каток. Подъезжая к остановкам, заблаговременно снижайте
скорость, не
надеясь на тормоза. Не очень доверяйте песку, рассыпанному по льду и
снегу...
Обыкновенная (не
спортивная) езда
на автомобиле — тоже спорт. Чтобы управлять машиной, необходимы сила,
выдержка,
воля, характер, закалка и внимание. Все эти качества развиваются и
шлифуются в
процессе езды. Это тренировка, и чем больше человек находится за рулем,
тем
быстрее приходят навык и уверенность. Но для этого необходимо время —
месяцы,
годы.
Автомобиль движется,
совершает
маневры, останавливается, и все это осуществляется по желанию водителя.
Только
разум позволяет эффективно использовать возможности машины. Одной из
главных
таких возможностей является скорость...
Ответить на этот
вопрос непросто.
С одной стороны, при работе не прогретого двигателя (особенно с высокой
нагрузкой) действительно ускоряется износ деталей, и не только из-за
недостаточной смазки, но и в результате временного несоответствия
зазоров между
ними тем, которые требуются. Ведь только после полного прогрева
двигателя, в
нем достигается заданный конструктором температурный режим, при котором
расширившиеся детали правильно взаимодействуют.
С другой стороны,
из-за того, что
на холостом ходу двигатель работает с небольшой теплоотдачей и
нагревается
медленно, ждать, когда он полностью нагреется, — значит, продлевать
время его
работы в неблагоприятном режиме.
Прошли те времена,
когда
автомобили были всеядны и неприхотливы. Любой бензин, любое масло, любые
допуски — все им нипочем. Они гремели, дымили, но двигались. Современный
легковой автомобиль — быстроходный, комфортабельный, надежный, но все
эти
качества обеспечиваются лишь при условии точного выполнения всех
требований
инструкции по эксплуатации, при обязательном
соблюдении сроков технического обслуживания, применении
бензинов, масел и разнообразных жидкостей, которые рекомендованы
заводом. К
сожалению, далеко не все выполняют написанное в инструкции. Более того,
нередко
ее сознательно нарушают и этим портят автомобиль, но последствия
становятся
заметны по истечении определенного времени.
Приглашаем всех желающих принять участие в развитии
нашего сайта. В данный момент идет набор журналистов на сайт! Подробности читайте на главной странице сайта. Свои
заявки оставляйте в комментариях.